В процессе урока занимающиеся обучаются двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями,
физическим развитием, познания закономерностей движений своего тела. Умение правильно распределить средства, применить необходимые методы организации занимающихся, методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств являются составными характеристиками мастерства будущего педагога. Успех в решении различных задач, стоящих перед уроком, возможен при высокой продуктивности (плотности) урока. Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько бережно, экономно и эффективно расходуется время на различные действия (схема 2).
Средства - подбор системы подводящих упражнений, подбор специально-подготовительных упражнений, включение дополнительных действий, заданий, изменение черт техники, включение дополнительных заданий на развитие физических качеств между подходами, применение сопряженных упражнений, смена упражнений (характер, способ выполнения), включение знакомых игр и эстафет.
Методы - создания представления об упражнении (делай - раз, делай - два), преимущественное использование наглядного метода перед словесным использование целостного метода, применение многообразия методических приемов в освоении техники физических упражнений, применение игрового и соревновательного метода, сокращение времени отдыха между подходами, применение наглядных карточек, зарисовок упражнений, краткие и грамотные объяснения педагога.
Организация - использование многопропускных снарядов, нестандартного оборудования; тренажеров, дополнительного инвентаря.
Принципы - хорошие предпосылки и условия для высокой моторной плотности и рациональной нагрузки имеет реализация преподавателем принципов обучения: активности и сознательности, доступности, систематичности, прочности. Работа педагога, направленная на осознания цели и задач проводимых занятий, перспективных путей физического совершенствования, стимулирования интереса, мобилизация чувств, воли учащихся, помогают установлению сознательного отношения к предлагаемому заданию. Указанные принципы оказывают положительное влияние на проявление творческой инициативы, повышение личной ответственности за качество и эффективность учебной работы, а также используются преподавателем для повышения работоспособности учащихся. Оперативный контроль действий учащихся, своевременная теоретическая и практическая помощь, умение педагога сосредоточить внимание учеников на ошибках и способах их устранения позволяют выявить закономерности, определяющие успех обучения и воспитания. Стимулирование и поощрение поисковых и творческих усилий - все это предпосылки для активизации мыслительной и двигательной деятельности учащихся. Организация взаимообучения, когда учащиеся на уроке объясняют и находят ошибки и совместно предлагают пути их устранения, оценивают друг друга, оказывают непосредственную физическую помощь развивает любознательность, наблюдательность, мыслительную активность. Инициатива и чувство ответственности способствуют воспитанию настойчивости, трудолюбия.
3.1 Определение плотности урока путем хронометража
Наиболее простым способом определения плотности урока является хронометраж урока. С помощью хронометрирования урока можно точно узнать, сколько минут в уроке ученик двигался, сколько отдыхал, ожидал очередь, какое время ушло на прослушивание и т.д., узнать, сколько времени в уроке расходуется рационально, а сколько нерационально. Хронометраж урока - это определение во времени всех видов деятельности учащихся:
- непосредственное выполнение двигательных действий, необходимых для решения образовательных, оздоровительных, воспитательных задач;
- прослушивание, просмотр заданий учениками, взаимообучение, обсуждение выполнения упражнений, исправление ошибок, оказание страховки;
- организационно-вспомогательные действия, когда учащиеся устанавливают снаряды, готовят в ходе урока места и инвентарь в тех случаях, если это нельзя сделать до урока из-за нехватки инвентаря, мелких снарядов;
- необходимый отдых и ожидание очереди;
- простаивание, когда учащиеся не выполняют то, что обеспечивает решение поставленных задач.
Различают два вида плотности - общую плотность, двигательную (моторную) плотность.
Общая плотность - это отношение времени, затраченного в уроке рационально, ко всей продолжительности урока. К рационально затраченному времени относят все те действия, которые помогают решать образовательные и воспитательные задачи (строевые, танцевальные, перестроения, передвижения, переходы к снаряду общеподготовительные, специально-подготовительные, подводящие, основные и др. упражнения и игры, эстафеты). Кроме того, к рационально затраченному времени относят профессионально грамотное и педагогически оправданное применение преподавателем словесно-наглядного метода, когда ученики с интересом и вниманием слушают педагога, просматривают, изучают представленный материал).
Двигательная плотность - это отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока. Следует помнить, что выполнение необходимых строевых упражнений, перестроений, передвижений и переходов от снаряда к снаряду - все это необходимые физические упражнения.
Простой - отношение времени, затраченного на нерациональные действия, ко всей продолжительности урока. К нерационально затраченному времени относят время, которое ушло на опоздание и преждевременное окончание урока, перекличку; непродуманные, безграмотные объяснения учителя, непродуманные и неорганизованные передвижения и перестроения в уроке, нарушения дисциплины, пропуск
подхода к снаряду учеником, несвоевременная подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования.
Организационно-вспомогательные действия не относят ни к рационально затраченному времени, но и не относят к простою. Установка в ходе урока оборудования для эстафет, полосы препятствий, подготовка станций, уборка и необходимая установка снарядов.
Ожидание очереди и необходимый отдых лучше осуществлять за счет смены упражнений, замены пассивного отдыха на активный. Тогда это время будет использоваться рационально.
Технология хронометрирования урока включает следующую последовательность операций:
- перед уроком необходимо заранее подготовить форму протокола;
- включить секундомер с окончанием звучания звонка на урок;
- при поочередном выполнении упражнений наблюдение следует вести за одним учеником;
- выключить секундомер с фактическим окончанием урока.
- обработку протокола начинать сразу после окончания урока, отдельно по частям урока суммируется время каждого вида деятельности в уроке в целом;
- высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке (не забыть минуты превратить в секунды);
- вычертить шкалу плотности урока;
- дать письменный анализ полученных данных.
Далее в таблице 3 и рис. 2 даны примерный протокол хронометража плотности подготовительной части урока, способы обработки и наглядного представления полученных данных.
3.1.1 Протокол определения плотности урока путем хронометрирования
Дата:
Класс:
Вид урока:
Тип урока:
Количество учащихся:
Фамилия ученика:
Вел урок:
Вел наблюдение:
Задачи урока: 1.2.3.
Таблица 3 Примерное распределение плотности урока (подготовительной части)
|
виды деятельноти |
показатели |
прослу-шивание |
Выпол-нение |
Органи-зационно |
необхо-димый отдых |
простой по вине учителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
1 |
Неорганизованное построение. Разговоры |
30" |
|
|
|
|
30" |
2 |
Построение класса в Шеренгу, выполнение команд, сдача рапорта |
|
|
30" |
|
|
|
3 |
Прослушивание замечаний по дисциплине, внешнему виду учеников, задачи урока |
1' 35" |
35" |
|
|
|
|
4 |
Повороты на месте с одновременным прослушиванием указаний по технике |
1 ’ 45" |
|
10" |
|
|
|
5 |
Прослушивание команды перестроения из одной шеренги в две и обратно |
2'05" |
20" |
|
|
|
|
6. |
Выполнение перестроения из одной шеренги в две и обратно |
25" |
|
10" |
|
|
|
7. |
выполнение ходьбы в полуприседе со сменой направления, бег, ходьба |
З' 15 " |
|
55" |
|
|
|
8 |
Перестроение в колонну по 4 |
3'25" |
15" |
|
|
|
|
8. |
Прослушивание и просмотр заданий эстафеты. |
3'35" |
10" |
|
|
|
|
9. |
Ожидание очереди |
3'45" |
|
|
|
10" |
|
10. |
Выполнение бега по скамейке, подлезание под снарядом, бег, переноска мяча |
4'05" |
|
20" |
|
|
|
11 |
Отдых, ожидание очереди |
4'35" |
|
|
30" |
|
|
12 |
Прослушивание подведения итогов эстафеты. |
4'45" |
10" |
|
|
|
|
13 |
Прослушивание задания 1 упражнения |
4 ’ 55" |
10" |
|
|
|
|
14. |
Выполнение круговых движений головой |
5" 10" |
|
15" |
|
|
|
15. |
Прослушивание с 2 по 8 упражнения с одновременным выполнением |
8'55" |
|
3'45" |
|
|
|
16 |
Выполнение перестроений в колонну по 1, ходьба, перестроение по отделениям |
9 ’1 5" |
|
20" |
|
|
|
17. |
Прослушивание заданий по отделениям |
10 ' 30 " |
1 ’1 5" |
|
|
|
|
18. |
Выполнение ходьбы к местам занятий |
|
|
1'30" |
|
|
|
19. |
Общая плотность 1 части урока = IV |
|
|
|
|
|
|
|
в% = 91,66% |
100 |
22.1 |
68.1 |
4.2 |
1.4 |
4.2 |
Примечание: в последней строчке затраченное время в процентах.
Таким же образом ведется наблюдение на всем уроке. В процессе наблюдения урока заполняются только 1,2,3 графы протокола, 4-8 графы заполняются при последующей обработке результатов. Далее заполняется итоговая строка (в нашем случае -19), затем минуты еле-
дует перевести в секунды. Так 12' = 720 секунд. Далее производится подсчет процентов на каждый вид деятельности. Так на словесно-наглядный метод приходится 22,1% (720 -100%, 160-х, отсюда х = (160х100):720 = 22,2%.) Подобным образом вычисляется процент общей плотности, двигательной плотности, ожидания, организационно-вспомогательные действия и простой. Далее вычерчивается шкала плотности урока.
3.1.2 Анализ двигательной плотности урока
Анализ урока рекомендуется проводить в определенной последовательности. Вначале следует дать оценку (в процентах) двигательной плотности подготовительной части урока и собственную оценку двигательной плотности, доказать ее, характеризуя вид и тип урока, его методические особенности, задачи, требования. Назвать причины, повлиявшие на ее снижение, и указать пути их устранения. Указать, сколько минут потерял учитель и что надо делать, чтобы сохранить это время.
Дать оценку двигательной плотности основной части урока (в процентах). Следует проанализировать двигательную плотность на каждом снаряде отдельно, характеризуя стадию обучения, дать собственную оценку. Назвать причины, повлиявшие на ее снижение, указать пути их устранения. Указать, сколько времени потеряно и по каким причинам, какие действия предпринять, чтобы сохранить это время.
Дать оценку двигательной плотности урока в целом. Охарактеризовать общую плотность урока отдельно по частям и в целом уроке. Дать собственную оценку.
Фамилия студента, проводившего наблюдение________________
Анализ и оценка методиста_______________