Приемы рационального использования времени урока


Приемы рационального использования времени урока

В процессе урока занимающиеся обучаются двигательным дей­ствиям в целях развития способности управлять своими движениями,

физическим развитием, познания закономерностей движений своего тела. Умение правильно распределить средства, применить необхо­димые методы организации занимающихся, методы обучения двига­тельным действиям и развития физических качеств являются состав­ными характеристиками мастерства будущего педагога. Успех в ре­шении различных задач, стоящих перед уроком, возможен при высо­кой продуктивности (плотности) урока. Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько бережно, экономно и эффективно расходуется время на различные действия (схема 2).

Средства - подбор системы подводящих упражнений, подбор специально-подготовительных упражнений, включение дополнитель­ных действий, заданий, изменение черт техники, включение дополни­тельных заданий на развитие физических качеств между подходами, применение сопряженных упражнений, смена упражнений (характер, способ выполнения), включение знакомых игр и эстафет.

Методы - создания представления об упражнении (делай - раз, делай - два), преимущественное использование наглядного метода пе­ред словесным использование целостного метода, применение много­образия методических приемов в освоении техники физических уп­ражнений, применение игрового и соревновательного метода, сокра­щение времени отдыха между подходами, применение наглядных карточек, зарисовок упражнений, краткие и грамотные объяснения педагога.

Организация - использование многопропускных снарядов, не­стандартного оборудования; тренажеров, дополнительного инвентаря.

Принципы - хорошие предпосылки и условия для высокой мо­торной плотности и рациональной нагрузки имеет реализация препо­давателем принципов обучения: активности и сознательности, дос­тупности, систематичности, прочности. Работа педагога, направлен­ная на осознания цели и задач проводимых занятий, перспективных путей физического совершенствования, стимулирования интереса, мобилизация чувств, воли учащихся, помогают установлению созна­тельного отношения к предлагаемому заданию. Указанные принципы оказывают положительное влияние на проявление творческой ини­циативы, повышение личной ответственности за качество и эффек­тивность учебной работы, а также используются преподавателем для повышения работоспособности учащихся. Оперативный контроль действий учащихся, своевременная теоретическая и практическая по­мощь, умение педагога сосредоточить внимание учеников на ошибках и способах их устранения позволяют выявить закономерности, опре­деляющие успех обучения и воспитания. Стимулирование и поощре­ние поисковых и творческих усилий - все это предпосылки для акти­визации мыслительной и двигательной деятельности учащихся. Орга­низация взаимообучения, когда учащиеся на уроке объясняют и нахо­дят ошибки и совместно предлагают пути их устранения, оценивают друг друга, оказывают непосредственную физическую помощь разви­вает любознательность, наблюдательность, мыслительную актив­ность. Инициатива и чувство ответственности способствуют воспита­нию настойчивости, трудолюбия.

 

3.1 Определение плотности урока путем хронометража

 

 

Наиболее простым способом определения плотности урока явля­ется хронометраж урока. С помощью хронометрирования урока можно точно узнать, сколько минут в уроке ученик двигался, сколько отдыхал, ожидал очередь, какое время ушло на прослушивание и т.д., узнать, сколько времени в уроке расходуется рационально, а сколько нерационально. Хронометраж урока - это определение во времени всех видов деятельности учащихся:

- непосредственное выполнение двигательных действий, необхо­димых для решения образовательных, оздоровительных, воспитатель­ных задач;

- прослушивание, просмотр заданий учениками, взаимообучение, обсуждение выполнения упражнений, исправление ошибок, оказание страховки;

- организационно-вспомогательные действия, когда учащиеся ус­танавливают снаряды, готовят в ходе урока места и инвентарь в тех случаях, если это нельзя сделать до урока из-за нехватки инвентаря, мелких снарядов;

- необходимый отдых и ожидание очереди;

- простаивание, когда учащиеся не выполняют то, что обеспечива­ет решение поставленных задач.

Различают два вида плотности - общую плотность, двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность - это отношение времени, затраченного в уроке рационально, ко всей продолжительности урока. К рационально за­траченному времени относят все те действия, которые помогают ре­шать образовательные и воспитательные задачи (строевые, танце­вальные, перестроения, передвижения, переходы к снаряду общепод­готовительные, специально-подготовительные, подводящие, основ­ные и др. упражнения и игры, эстафеты). Кроме того, к рационально затраченному времени относят профессионально грамотное и педаго­гически оправданное применение преподавателем словесно-наглядного метода, когда ученики с интересом и вниманием слушают педагога, просматривают, изучают представленный материал).

Двигательная плотность - это отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока. Следует помнить, что выполнение необхо­димых строевых упражнений, перестроений, передвижений и перехо­дов от снаряда к снаряду - все это необходимые физические упражне­ния.

Простой - отношение времени, затраченного на нерациональные действия, ко всей продолжительности урока. К нерационально затра­ченному времени относят время, которое ушло на опоздание и преж­девременное окончание урока, перекличку; непродуманные, безгра­мотные объяснения учителя, непродуманные и неорганизованные пе­редвижения и перестроения в уроке, нарушения дисциплины, пропуск

подхода к снаряду учеником, несвоевременная подготовка мест заня­тий, инвентаря, оборудования.

Организационно-вспомогательные действия не относят ни к рационально затраченному времени, но и не относят к простою. Уста­новка в ходе урока оборудования для эстафет, полосы препятствий, подготовка станций, уборка и необходимая установка снарядов.

Ожидание очереди и необходимый отдых лучше осуществлять за счет смены упражнений, замены пассивного отдыха на активный. Тогда это время будет использоваться рационально.

Технология хронометрирования урока включает следующую по­следовательность операций:

- перед уроком необходимо заранее подготовить форму протоко­ла;

- включить секундомер с окончанием звучания звонка на урок;

- при поочередном выполнении упражнений наблюдение следует вести за одним учеником;

- выключить секундомер с фактическим окончанием урока.

- обработку протокола начинать сразу после окончания урока, от­дельно по частям урока суммируется время каждого вида деятельно­сти в уроке в целом;

- высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке (не забыть минуты превратить в секунды);

- вычертить шкалу плотности урока;

- дать письменный анализ полученных данных.

Далее в таблице 3 и рис. 2 даны примерный протокол хрономет­ража плотности подготовительной части урока, способы обработки и наглядного представления полученных данных.

3.1.1 Протокол определения плотности урока путем хронометрирования

 

Дата:

Класс:

Вид урока:

Тип урока:

Количество учащихся:

Фамилия ученика:

Вел урок:

Вел наблюдение:

Задачи урока: 1.2.3.

Таблица 3 Примерное распределение плотности урока (подготовительной части)

 

 

  виды деятельноти

  показатели
секундамера

  прослу-шивание
просмотр
взаимо-обучение

  Выпол-нение
упраж-нения

  Органи-зационно
вспомага-тельные действия

  необхо-димый отдых

  простой по вине учителя

1

2

3

4

5

б

7

8

1

Неорганизованное пост­роение. Разговоры

30"

 

 

 

 

30"

2

Построение класса в Шеренгу, выполнение команд, сдача рапорта

 

 

30"

 

 

 

3

Прослушивание замечаний по дисциплине, внешнему виду учеников, задачи уро­ка

1' 35"

35"

 

 

 

 

4

Повороты на месте с одно­временным прослушивани­ем указаний по технике

1 ’ 45"

 

10"

 

 

 

5

Прослушивание команды перестроения из одной ше­ренги в две и обратно

2'05"

20"

 

 

 

 

6.

Выполнение перестроения из одной шеренги в две и обратно

25"

 

10"

 

 

 

7.

выполнение ходьбы в полуприседе со сменой направления, бег, ходьба

З' 15 "

 

55"

 

 

 

8

Перестроение в колонну по 4

3'25"

15"

 

 

 

 

8.

Прослушивание и просмотр заданий эстафеты.

3'35"

10"

 

 

 

 

9.

Ожидание очереди

3'45"

 

 

 

10"

 

10.

Выполнение бега по ска­мейке, подлезание под сна­рядом, бег, переноска мяча

4'05"

 

20"

 

 

 

11

Отдых, ожидание очереди

4'35"

 

 

30"

 

 

12

Прослушивание подведения итогов эстафеты.

4'45"

10"

 

 

 

 

13

Прослушивание задания 1 упражнения

4 ’ 55"

10"

 

 

 

 

14.

Выполнение круговых дви­жений головой

5" 10"

 

15"

 

 

 

15.

Прослушивание с 2 по 8 упражнения с одновре­менным выполнением

8'55"

 

3'45"

 

 

 

16

Выполнение перестроений в колонну по 1, ходьба, пе­рестроение по отделениям

9 ’1 5"

 

20"

 

 

 

17.

Прослушивание заданий по отделениям

10 ' 30 "

1 ’1 5"

 

 

 

 

18.

Выполнение ходьбы к мес­там занятий

 

 

1'30"

 

 

 

19.

Общая плотность 1 части урока = IV

 

 

 

 

 

 

 

в% =     91,66%

100

22.1

68.1

4.2

1.4

4.2

 

Примечание: в последней строчке затраченное время в процентах.

Таким же образом ведется наблюдение на всем уроке. В процессе наблюдения урока заполняются только 1,2,3 графы протокола, 4-8 графы заполняются при последующей обработке результатов. Далее заполняется итоговая строка (в нашем случае -19), затем минуты еле-

дует перевести в секунды. Так 12' = 720 секунд. Далее производится подсчет процентов на каждый вид деятельности. Так на словесно-наглядный метод приходится 22,1% (720 -100%, 160-х, отсюда х = (160х100):720 = 22,2%.) Подобным образом вычисляется процент об­щей плотности, двигательной плотности, ожидания, организационно-вспомогательные действия и простой. Далее вычерчивается шкала плотности урока.

 

 

3.1.2 Анализ двигательной плотности урока

 

Анализ урока рекомендуется проводить в определенной последо­вательности. Вначале следует дать оценку (в процентах) двигательной плотности подготовительной части урока и собственную оценку дви­гательной плотности, доказать ее, характеризуя вид и тип урока, его методические особенности, задачи, требования. Назвать причины, по­влиявшие на ее снижение, и указать пути их устранения. Указать, сколько минут потерял учитель и что надо делать, чтобы сохранить это время.

Дать оценку двигательной плотности основной части урока (в процентах). Следует проанализировать двигательную плотность на каждом снаряде отдельно, характеризуя стадию обучения, дать собст­венную оценку. Назвать причины, повлиявшие на ее снижение, ука­зать пути их устранения. Указать, сколько времени потеряно и по каким причинам, какие действия предпринять, чтобы сохранить это время.

Дать оценку двигательной плотности урока в целом. Охарактери­зовать общую плотность урока отдельно по частям и в целом уроке. Дать собственную оценку.

Фамилия студента, проводившего наблюдение________________

Анализ и оценка методиста_______________

 

 

Еще статьи в этом разделе

Общии сведения о нагрузке

Анализ урока физической культуры