Физическая культура


Строевые упражнения

Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества

Физическое воспитание детей грудного возраста

Физическое воспитание в преддошкольном периоде

Физическая культура детей младшего школьного возраста

Физическая культура детей старшего школьного возраста

Физическая культура в зрелом возрасте

Физическая активность человека в пенсионном возрасте

Методические рекомендации по организации учебного процесса при трехразовых занятиях физической культурой в начальной школе.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Методика психорегулирующей (аутогенной) тренировки

Физические качеста

Гибкость как физическое качество и методика её развития

Обучение двигательным действиям

Формирование знаний, двигательных умений

Взаимодействие навыков

История физической культуры

Физическая культура

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное специфическое функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).

Под структурой понимаются состав и строение системы (объекта, пред мета), другими словами — количество элементов (компонентов, частей) и характер связей между ними. Эти связи могут быть иерархическими, субординационными (соподчиненными по вертикали), либо координационными, расположенными в одной плоскости и на одном уровне.

Исходя из концепции потребностно-деятельностного подхода, можно выделить следующие структурные элементы (части) в системе физической культуры как вида культуры: неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование (НФО), физическую рекреацию. спорт, двигательную реабилитацию, адаптивную физическую культуру.

Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование представляет процесс чаще всего самодеятельного образования (формирования) нового, более высокого, чем дано природой, уровня развития физических качеств, полученных человеком при рождении, от природы, а также образования (формирования) двигательных навыков, не данных человеку

от рождения (гребля, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках), движения в акробатике, гимнастике, спортиграх и т.п.

Кроме того, образование предполагает овладение знаниями, обучение, результат этих процессов, видов деятельности.

Образование есть один из важнейших видов сверх природных потребностей личности и общества.

В отличие от специального образования, которое дается в средних и высших физкультурных учебных заведениях, НФО осуществляется личностью порой самостоятельно, зачастую индивидуально, иногда недостаточно целенаправленно. В этом случае образование нового, сверх природного уровня развития физических качеств, двигательных навыков идет стихийно, самостоятельно в процессе жизни, бытовой, профессиональной, боевой, спортивной деятельности. То же самое относится и к овладению специфическими знаниями из области физической культуры.

Самодеятельность в сфере НФО возникает как естественный процесс деятельности, стимулируемой сверхприродными, социальными, культурными потребностями личности и общества. Ее содержание и результаты в значительной степени детерминированы (обусловлены) социальными условиями жизни, быта, деятельности личности в человеческом окружении.

НФО является органической частью образования в целом, конкретным видом физической культуры личности, адекватным (соответствующим) уровню общей культуры данной личности.

Неспециальное образование, как вид образования, — категория общая, вечная не только в области физической культуры, но и в других областях человеческой деятельности (в медицине, механике, технике, воспитании, сельском хозяйстве и т.д.). Зачастую оно является либо «газетным» либо одной из форм воспроизведения личностью опыта деятельности предшествующих поколений и своих современников, либо, наконец, формируется в процессе среднего образования в школе, службы в армии, учебы в высших профессиональных учебных заведениях (институтах, академиях, университетах). Фактический уровень НФО личности определяется, как правило, общим уровнем ее культуры.

До возникновения теории физической культуры в учебно-научную дисциплину «Теория и методика физического воспитания» (1920 1970 гг.) входили практически все виды деятельности, связанные с процессом физического развития во всех его аспектах.

В истории человеческого общественного развития занятия физическими упражнениями всегда предназначались для обеспечения физической подготовленности подрастающего и взрослого поколений к трудовой и военной деятельности, этим главнейшим условиям человеческого существования. Общепризнано, что сила и процветание любого государства определяются духовно-нравственным и физическим здоровьем нации, которое в значительной степени базируется на непрерывном, в течение всей жизни, физкультурном образовании и воспитании.

Правительства мирового сообщества уже давно осознали необходимость государственного подхода к решению проблем физического воспитания людей, как гарантии духовного и физического здоровья нации. В большинстве стран мира и в России организовано государственное руководство физической культурой, спортом и туризмом.

Еще статьи в этом разделе

ТиМФВ

Биомеханика

Методы педагогического контроля на уроках физической культуры

Упражнения для развития силы и коррекции телосложения

План-конспект урока

Руководство по технике выполнения упражнений с отягощениями

Факультет физической культуры и спорта

Теория

Волейбол

Футбол

Легкая Атлетика

История Олимпийских игр

Питание