Педагогический анализ урока является итоговым в оценке педагогической деятельности студента и предполагает подробное исследование его составных элементов (с учетом сторон методики урока) на основе требований учебно-воспитательного процесса.
Различают частный и общий анализ урока. При частном анализе урока изучению и оценке подвергается одна или несколько сторон методики урока (анализ средств, применяемых в уроке, анализ плотности урока и др.). При общем анализе изучаются все стороны урока.
Умение вести анализ имеет большое значение для будущего педагога, так как позволяет ближе познакомиться с практической работой учителя и критически отнестись к использованию опыта своих старших коллег; расширяет, углубляет и совершенствует профессиональные знания и умения студентов, полученные при обучении; помогает вдумчиво осмыслить и оценить учебно-воспитательный процесс и вносить коррективы в свою деятельность, способствует развитию творческого педагогического мышления.
1 Требования к анализу урока
Во время проведения анализа урока целесообразно руководствоваться следующими требованиями:
1. Анализ урока должен быть многосторонним и достаточно глубоким (необходимо оценить качество конспекта, организацию урока, целесообразность применяемых средств и методов обучения, реализацию педагогических принципов, воспитательную работу педагога и др.).
2. Все увиденное в уроке следует оценить. Форма оценки может быть различной: правильно, отлично, безобразно, хорошо, плохо и т.д.
3. Субъективная оценка должна быть обоснованной и достаточно аргументированной. Объективность оценки может обеспечиваться конкретными примерами, тесной увязкой с решаемыми в уроке задачами.
4. Анализ урока должен содержать конкретные практические рекомендации по устранению отмеченных недостатков.
5. Анализ необходимо оформить грамотно, понятно и аккуратно. Для проведения анализа предлагается специальная схема.
1.1 Примерная схема анализа урока физической культуры
Дата: Класс: Вид урока: Тип урока: Вел урок: Вел анализ Задачи урока:
1.___________________
(образовательные )
2.___________________
(оздоровительные)
3.___________________
(воспитательные)
Подготовка к уроку предполагает большую предварительную работу, связанную с разработкой и написанием конспекта урока. Очень важно подобрать задачи конкретного урока, выбрать наиболее эффективные средства и методы для решения поставленных задач. В процессе педагогического наблюдения необходимо выполнить ряд действий.
1. Проверить наличие плана-конспекта, его соответствие рабочему плану, правильное оформление и внешний вид, грамотность и аккуратность.
2.Оценить задачи урока, их разносторонность и соответствие программным требованиям (обеспечение всестороннего и гармоничного развития), конкретность, посильность, грамотность.
3.Оценить содержания конспекта в подборе средств, их многообразие и соответствие назначению подготовительной, основной, заключительной частей урока, учет психофизиологических, педагогических закономерностей обучения, уровня физического развития и физической подготовленность, использование круга методов в соответствии с задачами урока и стадией обучения.
4.Оценить содержательность организационно-методических указаний.
Организация урока предполагает анализ непосредственной подготовки к занятию, связанной с материально-техническим обеспечением мест занятий, организацию учителем учащихся, помощников из числа учеников, освобожденных от занятия. При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря, их санитарно-гигиеническое состояние;
- внешний вид учителя и учащихся;
- рациональность распределения времени в уроке по его частям и видам упражнении, целесообразность использования площади зала, имеющихся снарядов и инвентаря;
- целесообразность используемых размещений, построений, перестроений, передвижений, применяемых методов организации работы и методов выполнения упражнений в каждой из частей урока (фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, одновременный), их соответствие содержанию и задачам урока, возрасту учащихся, влияние на нагрузку, плотность урока, воспитательная ценность и др. Подтверждение примерами.
Эффективность использования помощников из числа учащихся (физорга, дежурных, групповодов), степень их подготовленности к выполнению своих обязанностей, соблюдение «Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах». Контроль и оценка педагогом работы помощников, освобожденных от занятий.
Характеристика средств, используемых в уроке. Подбор средств - одна из главных сторон урока, определяющих его содержание. При анализе применяемых средств целесообразно обратить внимание на их соответствие:
- подготовительной части, ее назначению (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений, заданий для организации учащихся и др.), контингенту занимающихся, виду урока, условиям проведения и т.д.;
- основной части урока и решаемым задачам (правильно ли осуществлялся подбор подводящих упражнений, рациональная последовательность предложенного материала, использование облегченных заданий, упрощение условий выполнения, положительный перенос навыка, эффективная повторность, вариативность заданий, учитывались ли возможности учащихся и др.);
- заключительной части урока (учитывался ли характер работы в основной части урока, как обеспечивалось восстановление организма и др.).
- домашнему заданию, их правильность и характер, соблюдение основных требований к их применению. Все подтверждается примерами.
Использование методов обучения. Анализ этой стороны методики предполагает оценку качества применения достаточно широкого круга методов и приемов, основными из которых являются:
- методы передачи знаний (словесный, наглядный);
- методы практического разучивания упражнений (расчлененный, целостный);
- методы предупреждения и исправления ошибок.
В последующем анализе следует выделить качество владения и рациональность использования метода слова (какие формы слова использовались в уроке, их многообразие, соответствие задачам, контингенту учащихся; содержательность передаваемой информации). Использование методических приемов, усиливающих воздействие слова (сравнение, повторение, интонация и т.д.) Общая культура речи педагога (грамотность речи, ее богатство, ясность, эмоциональность и т.д.).
Умение пользоваться методом показа (применение различных форм, соответствие контингенту учащихся, содержанию и конкретным задачам урока).
Использование методических приемов, усиливающих действие показа (быстро, замедленно и т.д.), качество и выразительность показа. Примеры.
Использование сочетаний слова, показа и различных действий преподавателя (слово и показ одновременно, показ с коллективным
обсуждением), их влияние на решение поставленных перед уроком задач.
Качество применения в уроке методов практического разучивания физических упражнений: целостного, расчлененного и целостно расчлененного (учет особенностей учащихся, решаемых задач, особенностей физического упражнения; соблюдение типичной последовательности при использовании каждого метода). Методические приемы, используемые в целях освоения техники упражнений (акцент на основе техники движений, выполнение в упрощенной форме, в облегченных условиях и т.д.).
Качество применения на уроке методов предупреждения и исправления ошибок техники физических упражнений, их многообразие (подводящие упражнения, изменения техники основного упражнения, использование ориентиров и пр.).
Методика воспитания физических качеств. Этот раздел анализа урока предполагает оценку качества развития физических качеств, улучшения телосложения:
- какое внимание уделяется формированию, корректировке, совершенствованию осанки, борьбе с лишним весом, закаливанию организма;
- содержание работы по воспитанию физических качеств, какие задания предлагались учащимся, какие методы физического воспитания применялись (повторный, переменный и др.), их целесообразность и соответствие особенностям занимающихся, задачам урока, условиям проведения и др.;
- нагрузка в уроке (по внешним признакам), по данным пульсо-метрии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, задачам урока, условиям проведения;
- рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки, пауз для отдыха, их частота и продолжительность.
Воспитательная работа педагога направлена на формирование активной жизненной позиции и стремления к самосовершенствованию и осуществляется на протяжении всего урока. Оценка содержания воспитательной работы проводится в следующем порядке:
- выделение заданий, предлагаемых для решения воспитательных задач в различных частях урока, умение оценить действия учащихся;
- что и как делается для решения задач умственного (мыслительной активности), нравственного (ответственности, организованно-
сти), эстетического (эстетических чувств и вкусов) и трудового (дисциплинированности) воспитания школьников;
- характер формирования навыков культурного поведения, чувства дружбы и товарищества и др.;
- побуждение учащихся к самостоятельным усилиям, создание в уроке проблемных и поисковых ситуаций, участие школьников в наблюдении, исправлении ошибок, организации взаимообучения, воспитания;
- умение педагога владеть классом, формировать сознательное отношение, обеспечивать заинтересованность учащихся.
1.2 Выводы и предложения
1. Образовательная ценность урока.
2. Оздоровительная ценность урока.
3. Воспитательная ценность урока.
4. Положительные стороны деятельности преподавателя.
5. Основные недостатки на уроке и конкретные практические рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.
6. Оценка в баллах.
Фамилия студента, проводившего наблюдение на уроке_________
Оценка методиста__________________
Таким образом, в данном пособии изложены наиболее простые и объективные методы педагогического контроля деятельности учеников и учителя. Сбор информации, осуществляемый в процессе педагогического контроля, в итоге способствует совершенствованию профессионально-педагогической подготовленности будущих педагогов.
Литература
1. Всесоюзный конкурс студентов по теории и методике физического воспитания (методические указания), Фрунзе, 1985, 28 с.
2. Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в школе. Метод, пособие. Минск. «Полымя», 1988. 34 с.
3. Шарабакин Н.И., Бервинова Н.С., Мамытов A . M . Педагогической контроль за уроками физического воспитания. Бишкек, 1992. 35 с.