Анализ урока физической культуры


Анализ урока физической культуры

Педагогический анализ урока является итоговым в оценке педаго­гической деятельности студента и предполагает подробное исследо­вание его составных элементов (с учетом сторон методики урока) на основе требований учебно-воспитательного процесса.

Различают частный и общий анализ урока. При частном анализе урока изучению и оценке подвергается одна или несколько сторон методики урока (анализ средств, применяемых в уроке, анализ плот­ности урока и др.). При общем анализе изучаются все стороны урока.

Умение вести анализ имеет большое значение для будущего педа­гога, так как позволяет ближе познакомиться с практической работой учителя и критически отнестись к использованию опыта своих стар­ших коллег; расширяет, углубляет и совершенствует профессиональ­ные знания и умения студентов, полученные при обучении; помогает вдумчиво осмыслить и оценить учебно-воспитательный процесс и вносить коррективы в свою деятельность, способствует развитию творческого педагогического мышления.

  1 Требования к анализу урока

  Во время проведения анализа урока целесообразно руководство­ваться следующими требованиями:

1. Анализ урока должен быть многосторонним и достаточно глу­боким (необходимо оценить качество конспекта, организацию урока, целесообразность применяемых средств и методов обучения, реали­зацию педагогических принципов, воспитательную работу педагога и др.).

2.   Все увиденное в уроке следует оценить. Форма оценки может быть различной:   правильно,   отлично, безобразно, хорошо,   плохо и т.д.

3.   Субъективная оценка должна быть обоснованной и достаточно аргументированной.   Объективность   оценки может обеспечиваться конкретными примерами, тесной увязкой с решаемыми в уроке зада­чами.

4.   Анализ урока должен содержать конкретные практические ре­комендации по устранению отмеченных недостатков.

5.   Анализ необходимо оформить грамотно, понятно и аккуратно. Для проведения анализа предлагается специальная схема.

  1.1 Примерная схема анализа урока физической культуры

  Дата: Класс: Вид урока: Тип урока: Вел урок: Вел анализ Задачи урока:

1.___________________

(образовательные )

2.___________________

(оздоровительные)

3.___________________

(воспитательные)

Подготовка к уроку предполагает большую предварительную работу, связанную с разработкой и написанием конспекта урока. Очень важно подобрать задачи конкретного урока, выбрать наиболее эффективные средства и методы для решения поставленных задач. В процессе педагогического наблюдения необходимо выполнить ряд действий.

1. Проверить наличие плана-конспекта, его соответствие рабочему плану, правильное оформление и внешний вид, грамотность и акку­ратность.

2.Оценить задачи урока, их разносторонность и соответствие про­граммным требованиям (обеспечение всестороннего и гармоничного развития), конкретность, посильность, грамотность.

3.Оценить содержания конспекта в подборе средств, их многооб­разие и соответствие назначению подготовительной, основной, за­ключительной частей урока, учет психофизиологических, педагогиче­ских закономерностей обучения, уровня физического развития и фи­зической подготовленность, использование круга методов в соответ­ствии с задачами урока и стадией обучения.

4.Оценить содержательность организационно-методических ука­заний.

Организация урока предполагает анализ непосредственной под­готовки к занятию, связанной с материально-техническим обеспече­нием мест занятий, организацию учителем учащихся, помощников из числа учеников, освобожденных от занятия. При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря, их санитарно-гигиеническое состояние;

- внешний вид учителя и учащихся;

- рациональность распределения времени в уроке по его частям и видам упражнении, целесообразность использования площади зала, имеющихся снарядов и инвентаря;

- целесообразность используемых размещений, построений, пере­строений, передвижений, применяемых методов организации работы и методов выполнения упражнений в каждой из частей урока (фрон­тальный, групповой, индивидуальный, поточный, одновременный), их соответствие содержанию и задачам урока, возрасту учащихся, влия­ние на нагрузку, плотность урока, воспитательная ценность и др. Под­тверждение примерами.

Эффективность использования помощников из числа учащихся (физорга, дежурных, групповодов), степень их подготовленности к выполнению своих обязанностей, соблюдение «Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах». Контроль и оценка педагогом работы помощников, освобо­жденных от занятий.

Характеристика средств, используемых в уроке. Подбор средств - одна из главных сторон урока, определяющих его содержание. При анализе применяемых средств целесообразно обратить внимание на их соответствие:

-   подготовительной части, ее назначению (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений, заданий для организа­ции учащихся и др.), контингенту занимающихся, виду урока, усло­виям проведения и т.д.;

- основной части урока и решаемым задачам (правильно ли осу­ществлялся подбор подводящих упражнений, рациональная последо­вательность предложенного материала, использование облегченных заданий, упрощение условий выполнения,    положительный перенос навыка, эффективная повторность, вариативность заданий, учитыва­лись ли возможности учащихся и др.);

- заключительной части урока (учитывался ли характер работы в основной части урока, как обеспечивалось восстановление организма и др.).

- домашнему заданию, их правильность и характер, соблюдение основных требований к их применению. Все подтверждается приме­рами.

Использование методов обучения. Анализ этой стороны мето­дики предполагает оценку качества применения достаточно широкого круга методов и приемов, основными из которых являются:

- методы передачи знаний (словесный, наглядный);

- методы практического разучивания упражнений (расчлененный, целостный);

- методы предупреждения и исправления ошибок.

В последующем анализе следует выделить качество владения и рациональность использования метода слова (какие формы слова ис­пользовались в уроке, их многообразие, соответствие задачам, кон­тингенту учащихся; содержательность передаваемой информации). Использование методических приемов, усиливающих воздействие слова (сравнение, повторение, интонация и т.д.) Общая культура речи педагога (грамотность речи, ее богатство, ясность, эмоциональность и т.д.).

Умение пользоваться методом показа (применение различных форм, соответствие контингенту учащихся, содержанию и конкрет­ным задачам урока).

Использование методических приемов, усиливающих действие показа (быстро, замедленно и т.д.), качество и выразительность пока­за. Примеры.

Использование сочетаний слова, показа и различных действий преподавателя (слово и показ одновременно, показ с коллективным

обсуждением), их влияние на решение поставленных перед уроком задач.

Качество применения в уроке методов практического разучивания физических упражнений: целостного, расчлененного и целостно рас­члененного (учет особенностей учащихся, решаемых задач, особенно­стей физического упражнения; соблюдение типичной последователь­ности при использовании каждого метода). Методические приемы, используемые в целях освоения техники упражнений (акцент на осно­ве техники движений, выполнение в упрощенной форме, в облегчен­ных условиях и т.д.).

Качество применения на уроке методов предупреждения и ис­правления ошибок техники физических упражнений, их многообра­зие (подводящие упражнения, изменения техники основного упраж­нения, использование ориентиров и пр.).

Методика воспитания физических качеств. Этот раздел анализа урока предполагает оценку качества развития физических качеств, улучшения телосложения:

- какое внимание уделяется формированию, корректировке, со­вершенствованию осанки, борьбе с лишним весом, закаливанию орга­низма;

- содержание работы по воспитанию физических качеств, какие задания предлагались учащимся, какие методы физического воспита­ния применялись (повторный, переменный и др.), их целесообраз­ность и соответствие особенностям занимающихся, задачам урока, условиям проведения и др.;

- нагрузка в уроке (по внешним признакам), по данным пульсо-метрии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, задачам урока, условиям проведения;

- рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки, пауз для отдыха, их частота и продолжи­тельность.

Воспитательная работа педагога направлена на формирование активной жизненной позиции и стремления к самосовершенствова­нию и осуществляется на протяжении всего урока. Оценка содержа­ния воспитательной работы проводится в следующем порядке:

-   выделение заданий, предлагаемых для решения воспитательных задач в различных частях урока, умение оценить действия учащихся;

- что и как делается для решения задач умственного (мыслитель­ной активности),    нравственного (ответственности,    организованно-

сти), эстетического (эстетических чувств и вкусов) и трудового (дис­циплинированности) воспитания школьников;

- характер формирования навыков культурного поведения, чувст­ва дружбы и товарищества и др.;

- побуждение учащихся к самостоятельным усилиям, создание в уроке проблемных и поисковых ситуаций, участие школьников в на­блюдении, исправлении ошибок, организации взаимообучения, вос­питания;

- умение педагога владеть классом, формировать сознательное от­ношение, обеспечивать заинтересованность учащихся.

1.2 Выводы и предложения

1. Образовательная ценность урока.

2. Оздоровительная ценность урока.

3. Воспитательная ценность урока.

4. Положительные стороны деятельности преподавателя.

5.   Основные недостатки на уроке и конкретные практические ре­комендации по совершенствованию педагогического мастерства.

6. Оценка в баллах.

Фамилия студента, проводившего наблюдение на уроке_________

Оценка методиста__________________

Таким образом, в данном пособии изложены наиболее простые и объективные методы педагогического контроля деятельности учени­ков и учителя. Сбор информации, осуществляемый в процессе педаго­гического контроля, в итоге способствует совершенствованию про­фессионально-педагогической подготовленности будущих педагогов.

  Литература

1.   Всесоюзный конкурс студентов по теории и методике физиче­ского воспитания (методические указания), Фрунзе, 1985, 28 с.

2. Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в шко­ле. Метод, пособие. Минск. «Полымя», 1988. 34 с.

3.   Шарабакин Н.И., Бервинова Н.С., Мамытов A . M . Педагогиче­ской контроль за уроками физического воспитания. Бишкек, 1992. 35 с.

Еще статьи в этом разделе

Общии сведения о нагрузке

Приемы рационального использования времени урока