к . юстижению высших спортивных результатов . В течение года мно -1 не спортсмены достигают ее , но приобрести спортивную форму к ; аранее намеченному сроку удается не всегда .
Современные условия спортивной борьбы на международной арене с тенденциями к дальнейшему расширению и обострению конкуренции предъявляют все более высокие требования к состоянию физической , психологической готовности спортсмена к точности управления развитием спортивной формы , ее проявления в конкретных соревнованиях , соревновательной прочности особенно в иительпых туровых соревнованиях в течение 4-5 месяцев .
В практике подведения игроков и команд к ответственным соревнованиям очень часто встречаются такие ошибки , как несоблюдение принципов постепенности в увеличении тренировочных нагрузок , форсированное вхождение в спортивную форму , стремление к высоким результатам в начале сезона , неумение сохранить высшую го - твность на протяжении длительного времени . Эти недостатки можно устранить при :
— умении тренера оперативно управлять тренировочным процессом ;
— наличии информации об уровне тренированности спортсмена по данным врачебного контроля ;
— сознательном , активном отношение игрока к тренировочному процессу .
Знание тенденций развития техники и тактики мирового и отечественного волейбола , а также специфики условий проведения соревнований позволяет разработать прогностическую модель каждо -i о игрока и команды в целом . Модель , конечно , меняется и постоянно корректируется в целях ее оптимизации .
Проверка эффективности модели команды осуществляется на всех этапах ее создания и подготовки посредством участия команды в контрольных и календарных соревнованиях в течение года .
Тренировочный процесс и участие команд в соревнованиях необходимо рассматривать как единый многолетний процесс совершенствования спортивного мастерства игроков .
Факторы , обуславливающие развитие , становление , поддержание спортивной формы игроков и их мобилизационную готовность , представляют комплекс , определяемый ;
— состояние физической подготовленности игроков ;
— их работоспособностью , состоянием функциональных возможностей ;
— стабильностью выполнения технических приемов ;
— эффективностью тактических систем игры в нападение и защите ;
— игровой подготовленностью , надежностью в шровых действиях ;
— соревновательной подготовленностью;
— психологической готовностью к соревновательной деятельно сти.
Все виды в комплексе определяются как интегральная подготовка, которая в большей мере определяется игровой и соревновательной деятельностью.
Игровая подготовка — одна из сторон тренировочного процесса, входящая в составные разделы подготовки игроков: физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую. Она определяется упражнениями с игровыми заданиями, учебными и отдельными контрольными играми.
Соревновательная подготовка — серия (или турниры) контроль ных (подготовительных, подводящих) неофициальных и официаль ных соревнований, способствующих интегральной подготовке и участию команд в главных соревнованиях года при многолетнем и многоэтапном тренировочном процессе. Непосредственно соревновательная подготовка складывается из участия в контрольных товарищеских играх, подготовительных официальных соревнованиях ДСО, ведомств, различных турнирах, международных встречах и первенстве команд высшей лиги.
Оценкой соревновательной деятельности являются показатели подготовительных контрольных и этапных календарных игр года, которые служат основанием для корректирования всех сторон подготовки, в том числе, соревновательной. Результаты исследования соревновательной деятельности используют как критерии, на которые ориентируются при управлении тренировочным процессом.
Соотношение тренировочной и соревновательной деятельности в годичном цикле подготовки в волейболе имеет соотношение, при мерно, 3:1.
Команда проводит в год не менее 60-80 официальных и товарищеских игр, что соответствует 240 часам в год. Это, в свою очередь, ставит вопрос о четкости планирования контрольных, официальных внутренних и международных соревнований. При этом, главными становятся следующие вопросы: когда, с какими командами, сколь ко раз проводятся соревнования. Решение этих вопросов накладывает отпечаток на:
длительность подготовки команды;
• комплектование команды и стартовой шестерки;
• значение предстоящих соревнований;
• состояние игроков надень начала подготовки;
• результаты, показанные командой в прошедшем году.
До начала официального первенства команда должна провести не
менее 20 контрольных игр, примерно, 8-10 встреч с командами высшей лиги, включая международные встречи. Особое внимание обращается на то, чтобы игры проводились с противниками разными по силе и стилю игры, в разных городах. Это серьезный психологический фактор, который оказывает существенное влияние на результат выступлений, поскольку не каждому спортсмену удается сразу почувствовать себя уверено в новой обстановке.
Число контрольных встреч зависит от того, насколько укомплектов ан состав команды игроками прошлых лет. Если состав изменился на 50%, имеет смысл проводить более длительную подготовку и меньше контрольных встреч. Если в команде осталось до 75% игроков, то число контрольных встреч может быть увеличено. В контро льных матчах и турнирах не всегда ставится задача победить. В них решаются вопросы подготовки команды к результату, который она должна показать на официальном первенстве, проверяется эффективность тактических систем и вариантов ведения игры, стабильность выполнения технических приемов в игровых ситуациях, проявление волевых качеств игроков.
Показателями соревновательной подготовки являются результат ы участия в соревнованиях, их игровые показатели. Участие в соревнованиях характеризуется количеством проведенных контрольных, календарных игр и результатами в основных соревнованиях (замятое место). Игровые показатели в соревновании — это показатели нападения и защиты (в среднем за игру), а также показатели других отдельных технических приемов.
Участие в соревнованиях, как показатель соревновательной подготовки, включается в план. В годичном цикле рассчитывается общее количество игр, в том числе календарных и контрольных. В плане указываются и основные соревнования, в которых намечается участие команды, прогнозируются спортивные результаты.
Практика волейбола дает соотношение тренировочной подготовки к игровой и соревновательной деятельности игроков в годичном цикле как 3:1. Это относится к структуре и содержанию недельного микроцикла. Вариативность количества игровых дней и дней отдыха в микроцикле зависит от периода подготовки, этапа, поставленных задач, состояния работоспособности каждого игрока команды. Рациональная вариативность соотношения сторон подготовки в микроциклах является фактором поддержания спортивной формы игроков и мобилизационной готовности команд.
Соревновательный период длится 4-5 месяцев с перерывами между турами 15-20 дней. Задачи между турами следующие:
— Достижение и поддержание оптимального уровня спортивной
формы для успешного выступления команды в решающих соревно ваниях.
— Поддержание оптимального уровня игровой выносливости.
— Поддержание достигнутого развития скоростно-силовых ка честв.
— Дальнейшее повышение технико-тактических действий.
— Согласование командных тактических действий в нападении и
защите.
— Моделирование тренировочных игр против конкретного противника.
В промежутках между турами применяются микрониклы 4-1, 3-1. В этих микроциклах между соревнованиями на работу технико-тактической и игровой направленности отводится до 80%, на специальную физическую подготовку — до 20% времени с учетом состояния игроков и конкретных противников предстоящих туров соревнований. На сборах микроциклы могут чередоваться в зависимости от продолжительности сбора и ближайших задач, а также в зависимости от состояния готовности игроков и команды к предстоящим соревнованиям. На недельном режиме частично основывается и круговая система проведения соревнований по турам. Структура и содержание микроциклов соревновательного периода в перерывах между турами таковы, что после высокоинтенсивных соревновательных нагрузок первый недельный микроцикл проводится как разгрузочный, с физической направленностью. Вторая и третья неделя межсоревновательных микроциклов посвящается технико-тактической, игровой и соревновательной подготовке с чередованием занятий по СФП.
Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуется следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Спортивно техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. В специальной психологической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная направленность на состязание, мобилизация на высшее проявление физических и духовных сил, а также регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно проявляются в комплексе. Важнейшим средством и методом, на основе кoтоpoгo строится вся подготовка, становятся целостные соревноват ельные упражнения, которые занимают центральное место в трениров ке и систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний. Одним из объектов управления тренировочным п роцессом при становлении и удержание спортивной формы игроков и мобилизационной готовности команды является конкретная орга низационная структура режимов работы в микроцикле соревновательного периода и средств подготовки.
— соревновательной подготовленностью;
— психологической готовностью к соревновательной деятельно сти.
Все виды в комплексе определяются как интегральная подготовка, которая в большей мере определяется игровой и соревновательной деятельностью.
Игровая подготовка — одна из сторон тренировочного процесса, входящая в составные разделы подготовки игроков: физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую. Она определяется упражнениями с игровыми заданиями, учебными и от дельными контрольными играми.
Соревновательная подготовка — серия (или турниры) контроль ных (подготовительных, подводящих) неофициальных и официаль ных соревнований, способствующих интегральной подготовке и участию команд в главных соревнованиях года при многолетнем и многоэтапном тренировочном процессе. Непосредственно соревновательная подготовка складывается из участия в контрольных това рищеских играх, подготовительных официальных соревнованиях ДСО, ведомств, различных турнирах, международных встречах и первенстве команд высшей лиги.
Оценкой соревновательной деятельности являются показатели подготовительных контрольных и этапных календарных игр года, которые служат основанием для корректирования всех сторон подготовки, в том числе, соревновательной. Результаты исследования соревновательной деятельности используют как критерии, на кото рые ориентируются при управлении тренировочным процессом.
Соотношение тренировочной и соревновательной деятельности в годичном цикле подготовки в волейболе имеет соотношение, при мерно, 3:1.
Команда проводит в год не менее 60-80 официальных и товари щеских игр, что соответствует 240 часам в год. Это, в свою очередь, ставит вопрос о четкости планирования контрольных, официальных внутренних и международных соревнований. При этом, главными становятся следующие вопросы: когда, с какими командами, сколь ко раз проводятся соревнования. Решение этих вопросов наклады вает отпечаток на:
длительность подготовки команды;
• комплектование команды и стартовой шестерки;
• значение предстоящих соревнований;
• состояние игроков надень начала подготовки;
• результаты, показанные командой в прошедшем году.
До начала официального первенства команда должна провести не
менее 20 контрольных игр, примерно, 8-10 встреч с командами высшей лиги, включая международные встречи. Особое внимание обращается на то, чтобы игры проводились с противниками разными по силе и стилю игры, в разных городах. Это серьезный психологический фактор, который оказывает существенное влияние на результат выступлений, поскольку не каждому спортсмену удается сразу почувствовать себя уверено в новой обстановке.
Число контрольных встреч зависит от того, насколько укомплектов ан состав команды игроками прошлых лет. Если состав изменил ся на 50%, имеет смысл проводить более длительную подготовку и меньше контрольных встреч. Если в команде осталось до 75% игро ков, то число контрольных встреч может быть увеличено. В контро льных матчах и турнирах не всегда ставится задача победить. В них решаются вопросы подготовки команды к результату, который она должна показать на официальном первенстве, проверяется эффективность тактических систем и вариантов ведения игры, стабиль ность выполнения технических приемов в игровых ситуациях, про явление волевых качеств игроков.
Показателями соревновательной подготовки являются результат ы участия в соревнованиях, их игровые показатели. Участие в со ревнованиях характеризуется количеством проведенных контроль ных, календарных игр и результатами в основных соревнованиях (замятое место). Игровые показатели в соревновании — это показатели нападения и защиты (в среднем за игру), а также показатели других отдельных технических приемов.
Участие в соревнованиях, как показатель соревновательной подготовки, включается в план. В годичном цикле рассчитывает ся общее количество игр, в том числе календарных и контроль ных. В плане указываются и основные соревнования, в которых намечается участие команды, прогнозируются спортивные ре зультаты.
Практика волейбола дает соотношение тренировочной подготовки к игровой и соревновательной деятельности игроков в годичном цикле как 3:1. Это относится к структуре и содержанию недельного микроцикла. Вариативность количества игровых дней и дней отдыха в микроцикле зависит от периода подготовки, этапа, поставленных задач, состояния работоспособности каждого игрока команды. Рациональная вариативность соотношения сторон подготовки в ми кроциклах является фактором поддержания спортивной формы иг роков и мобилизационной готовности команд.
Соревновательный период длится 4-5 месяцев с перерывами ме жду турами 15-20 дней. Задачи между турами следующие:
— Достижение и поддержание оптимального уровня спортивной
формы для успешного выступления команды в решающих соревно ваниях.
— Поддержание оптимального уровня игровой выносливости.
— Поддержание достигнутого развития скоростно-силовых ка честв.
— Дальнейшее повышение технико-тактических действий.
— Согласование командных тактических действий в нападении и
защите.
— Моделирование тренировочных игр против конкретного про тивника.
В промежутках между турами применяются микрониклы 4-1, 3-1. В этих микроциклах между соревнованиями на работу технико-так тической и игровой направленности отводится до 80%, на специаль ную физическую подготовку — до 20% времени с учетом состояния игроков и конкретных противников предстоящих туров соревнова ний. На сборах микроциклы могут чередоваться в зависимости от продолжительности сбора и ближайших задач, а также в зависимости от состояния готовности игроков и команды к предстоящим соревнованиям. На недельном режиме частично основывается и круговая си стема проведения соревнований по турам. Структура и содержание микроциклов соревновательного периода в перерывах между турами таковы, что после высокоинтенсивных соревновательных нагрузок первый недельный микроцикл проводится как разгрузочный, с фи зической направленностью. Вторая и третья неделя межсоревновательных микроциклов посвящается технико-тактической, игровой и соревновательной подготовке с чередованием занятий по СФП.
Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуется следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональ ной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Спортивно техническая и тактическая подготовка обеспечивает до ведение избранных форм соревновательной деятельности до воз можно высокой степени совершенства. В специальной психологической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосред ственная направленность на состязание, мобилизация на высшее проявление физических и духовных сил, а также регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно про являются в комплексе. Важнейшим средством и методом, на основе кoтоpoгo строится вся подготовка, становятся целостные соревноват ельные упражнения, которые занимают центральное место в трениров ке и систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний. Одним из объектов управления тренировочным п роцессом при становлении и удержание спортивной формы игроков и мобилизационной готовности команды является конкретная орга низационная структура режимов работы в микроцикле соревноват ельного периода и средств подготовки.