ПОДГОТОВКА КОМАНД В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ


Структура и содержание микроциклов соревновательного периода

ПОДГОТОВКА КОМАНД В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

к . юстижению высших спортивных результатов . В течение года мно -1 не спортсмены достигают ее , но приобрести спортивную форму к ; аранее намеченному сроку удается не всегда .

Современные условия спортивной борьбы на международной арене с тенденциями к дальнейшему расширению и обострению конкуренции предъявляют все более высокие требования к состоянию физической , психологической готовности спортсмена к точности управления развитием спортивной формы , ее проявления в конкретных соревнованиях , соревновательной прочности особенно в иительпых туровых соревнованиях в течение 4-5 месяцев .

В практике подведения игроков и команд к ответственным соревнованиям очень часто встречаются такие ошибки , как несоблюдение принципов постепенности в увеличении тренировочных нагрузок , форсированное вхождение в спортивную форму , стремление к высоким результатам в начале сезона , неумение сохранить высшую го - твность на протяжении длительного времени . Эти недостатки можно устранить при :

— умении тренера оперативно управлять тренировочным процессом ;

— наличии информации об уровне тренированности спортсмена по данным врачебного контроля ;

— сознательном , активном отношение игрока к тренировочному процессу .

Знание тенденций развития техники и тактики мирового и отечественного волейбола , а также специфики условий проведения соревнований позволяет разработать прогностическую модель каждо -i о игрока и команды в целом . Модель , конечно , меняется и постоянно корректируется в целях ее оптимизации .

Проверка эффективности модели команды осуществляется на всех этапах ее создания и подготовки посредством участия команды в контрольных и календарных соревнованиях в течение года .

Тренировочный процесс и участие команд в соревнованиях необходимо рассматривать как единый многолетний процесс совершенствования спортивного мастерства игроков .

Факторы , обуславливающие развитие , становление , поддержание спортивной формы игроков и их мобилизационную готовность , представляют комплекс , определяемый ;

— состояние физической подготовленности игроков ;

— их работоспособностью , состоянием функциональных возможностей ;

— стабильностью выполнения технических приемов ;

— эффективностью тактических систем игры в нападение и защите ;

— игровой подготовленностью , надежностью в шровых действиях ;

 

— соревновательной подготовленностью;

— психологической готовностью к соревновательной деятельно сти.

Все виды в комплексе определяются как интегральная подготовка, которая в большей мере определяется игровой и соревновательной деятельностью.

Игровая подготовка — одна из сторон тренировочного процесса, входящая в составные разделы подготовки игроков: физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую. Она определяется упражнениями с игровыми заданиями, учебными и отдельными контрольными играми.

Соревновательная подготовка — серия (или турниры) контроль­ ных (подготовительных, подводящих) неофициальных и официаль­ ных соревнований, способствующих интегральной подготовке и участию команд в главных соревнованиях года при многолетнем и многоэтапном тренировочном процессе. Непосредственно соревновательная подготовка складывается из участия в контрольных товарищеских играх, подготовительных официальных соревнованиях ДСО, ведомств, различных турнирах, международных встречах и первенстве команд высшей лиги.

Оценкой соревновательной деятельности являются показатели подготовительных контрольных и этапных календарных игр года, которые служат основанием для корректирования всех сторон подготовки, в том числе, соревновательной. Результаты исследования соревновательной деятельности используют как критерии, на которые ориентируются при управлении тренировочным процессом.

Соотношение тренировочной и соревновательной деятельности в годичном цикле подготовки в волейболе имеет соотношение, при­ мерно, 3:1.

Команда проводит в год не менее 60-80 официальных и товарищеских игр, что соответствует 240 часам в год. Это, в свою очередь, ставит вопрос о четкости планирования контрольных, официальных внутренних и международных соревнований. При этом, главными становятся следующие вопросы: когда, с какими командами, сколь­ ко раз проводятся соревнования. Решение этих вопросов накладывает отпечаток на:

длительность подготовки команды;

• комплектование команды и стартовой шестерки;

• значение предстоящих соревнований;

• состояние игроков надень начала подготовки;

• результаты, показанные командой в прошедшем году.

До начала официального первенства команда должна провести не

менее 20 контрольных игр, примерно, 8-10 встреч с командами высшей лиги, включая международные встречи. Особое внимание обращается на то, чтобы игры проводились с противниками разными по силе и стилю игры, в разных городах. Это серьезный психологический фактор, который оказывает существенное влияние на результат выступлений, поскольку не каждому спортсмену удается сразу почувствовать себя уверено в новой обстановке.

Число контрольных встреч зависит от того, насколько укомплектов ан состав команды игроками прошлых лет. Если состав изменился на 50%, имеет смысл проводить более длительную подготовку и меньше контрольных встреч. Если в команде осталось до 75% игроков, то число контрольных встреч может быть увеличено. В контро льных матчах и турнирах не всегда ставится задача победить. В них решаются вопросы подготовки команды к результату, который она должна показать на официальном первенстве, проверяется эффективность тактических систем и вариантов ведения игры, стабильность выполнения технических приемов в игровых ситуациях, проявление волевых качеств игроков.

Показателями соревновательной подготовки являются результат ы участия в соревнованиях, их игровые показатели. Участие в соревнованиях характеризуется количеством проведенных контрольных, календарных игр и результатами в основных соревнованиях (замятое место). Игровые показатели в соревновании — это показатели нападения и защиты (в среднем за игру), а также показатели других отдельных технических приемов.

Участие в соревнованиях, как показатель соревновательной подготовки, включается в план. В годичном цикле рассчитывается общее количество игр, в том числе календарных и контрольных. В плане указываются и основные соревнования, в которых намечается участие команды, прогнозируются спортивные результаты.

Практика волейбола дает соотношение тренировочной подготовки к игровой и соревновательной деятельности игроков в годичном цикле как 3:1. Это относится к структуре и содержанию недельного микроцикла. Вариативность количества игровых дней и дней отдыха в микроцикле зависит от периода подготовки, этапа, поставленных задач, состояния работоспособности каждого игрока команды. Рациональная вариативность соотношения сторон подготовки в микроциклах является фактором поддержания спортивной формы игроков и мобилизационной готовности команд.

Соревновательный период длится 4-5 месяцев с перерывами между турами 15-20 дней. Задачи между турами следующие:

— Достижение и поддержание оптимального уровня спортивной
формы для успешного выступления команды в решающих соревно ваниях.

— Поддержание оптимального уровня игровой выносливости.

— Поддержание достигнутого развития скоростно-силовых ка честв.

— Дальнейшее повышение технико-тактических действий.

— Согласование командных тактических действий в нападении и
защите.

— Моделирование тренировочных игр против конкретного противника.

В промежутках между турами применяются микрониклы 4-1, 3-1. В этих микроциклах между соревнованиями на работу технико-тактической и игровой направленности отводится до 80%, на специальную физическую подготовку — до 20% времени с учетом состояния игроков и конкретных противников предстоящих туров соревнований. На сборах микроциклы могут чередоваться в зависимости от продолжительности сбора и ближайших задач, а также в зависимости от состояния готовности игроков и команды к предстоящим соревнованиям. На недельном режиме частично основывается и круговая система проведения соревнований по турам. Структура и содержание микроциклов соревновательного периода в перерывах между турами таковы, что после высокоинтенсивных соревновательных нагрузок первый недельный микроцикл проводится как разгрузочный, с физической направленностью. Вторая и третья неделя межсоревновательных микроциклов посвящается технико-тактической, игровой и соревновательной подготовке с чередованием занятий по СФП.

Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуется следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Спортивно техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. В специальной психологической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная направленность на состязание, мобилизация на высшее проявление физических и духовных сил, а также регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.

Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно проявляются в комплексе. Важнейшим средством и методом, на основе   кoтоpoгo строится вся подготовка, становятся целостные соревноват ельные упражнения, которые занимают центральное место в трениров ке и систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний.   Одним из объектов управления тренировочным п роцессом при становлении и удержание спортивной формы игроков и мобилизационной готовности команды является конкретная   орга низационная структура режимов работы в микроцикле соревновательного периода и средств подготовки.

 

— соревновательной подготовленностью;

— психологической готовностью к соревновательной деятельно сти.

Все виды в комплексе определяются как интегральная подготов­ка, которая в большей мере определяется игровой и соревнователь­ной деятельностью.

Игровая подготовка — одна из сторон тренировочного процесса, входящая в составные разделы подготовки игроков: физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую. Она определяется упражнениями с игровыми заданиями, учебными и от дельными контрольными играми.

Соревновательная подготовка — серия (или турниры) контроль­ ных (подготовительных, подводящих) неофициальных и официаль­ ных соревнований, способствующих интегральной подготовке и участию команд в главных соревнованиях года при многолетнем и многоэтапном тренировочном процессе. Непосредственно соревновательная подготовка складывается из участия в контрольных това­ рищеских играх, подготовительных официальных соревнованиях ДСО, ведомств, различных турнирах, международных встречах и первенстве команд высшей лиги.

Оценкой соревновательной деятельности являются показатели подготовительных контрольных и этапных календарных игр года, которые служат основанием для корректирования всех сторон под­готовки, в том числе, соревновательной. Результаты исследования соревновательной деятельности используют как критерии, на кото­ рые ориентируются при управлении тренировочным процессом.

Соотношение тренировочной и соревновательной деятельности в годичном цикле подготовки в волейболе имеет соотношение, при­ мерно, 3:1.

Команда проводит в год не менее 60-80 официальных и товари­ щеских игр, что соответствует 240 часам в год. Это, в свою очередь, ставит вопрос о четкости планирования контрольных, официальных внутренних и международных соревнований. При этом, главными становятся следующие вопросы: когда, с какими командами, сколь ко раз проводятся соревнования. Решение этих вопросов наклады­ вает отпечаток на:

длительность подготовки команды;

• комплектование команды и стартовой шестерки;

• значение предстоящих соревнований;

• состояние игроков надень начала подготовки;

• результаты, показанные командой в прошедшем году.

До начала официального первенства команда должна провести не

менее 20 контрольных игр, примерно, 8-10 встреч с командами высшей лиги, включая международные встречи. Особое внимание обращается на то, чтобы игры проводились с противниками разными по силе и стилю игры, в разных городах. Это серьезный психологический фактор, который оказывает существенное влияние на результат выступлений, поскольку не каждому спортсмену удается сразу почувствовать себя уверено в новой обстановке.

Число контрольных встреч зависит от того, насколько укомплектов ан состав команды игроками прошлых лет. Если состав изменил­ ся на 50%, имеет смысл проводить более длительную подготовку и меньше контрольных встреч. Если в команде осталось до 75% игро­ ков, то число контрольных встреч может быть увеличено. В контро льных матчах и турнирах не всегда ставится задача победить. В них решаются вопросы подготовки команды к результату, который она должна показать на официальном первенстве, проверяется эффективность тактических систем и вариантов ведения игры, стабиль­ ность выполнения технических приемов в игровых ситуациях, про­ явление волевых качеств игроков.

Показателями соревновательной подготовки являются результат ы участия в соревнованиях, их игровые показатели. Участие в со­ ревнованиях характеризуется количеством проведенных контроль­ ных, календарных игр и результатами в основных соревнованиях (за­мятое место). Игровые показатели в соревновании — это показатели нападения и защиты (в среднем за игру), а также показатели других отдельных технических приемов.

Участие в соревнованиях, как показатель соревновательной подготовки, включается в план. В годичном цикле рассчитывает­ ся общее количество игр, в том числе календарных и контроль­ ных. В плане указываются и основные соревнования, в которых намечается участие команды, прогнозируются спортивные ре­ зультаты.

Практика волейбола дает соотношение тренировочной подготов­ки к игровой и соревновательной деятельности игроков в годичном цикле как 3:1. Это относится к структуре и содержанию недельного микроцикла. Вариативность количества игровых дней и дней отды­ха в микроцикле зависит от периода подготовки, этапа, поставлен­ных задач, состояния работоспособности каждого игрока команды. Рациональная вариативность соотношения сторон подготовки в ми­ кроциклах является фактором поддержания спортивной формы иг­ роков и мобилизационной готовности команд.

Соревновательный период длится 4-5 месяцев с перерывами ме­ жду турами 15-20 дней. Задачи между турами следующие:

— Достижение и поддержание оптимального уровня спортивной
формы для успешного выступления команды в решающих соревно ваниях.

— Поддержание оптимального уровня игровой выносливости.

— Поддержание достигнутого развития скоростно-силовых ка честв.

— Дальнейшее повышение технико-тактических действий.

— Согласование командных тактических действий в нападении и
защите.

— Моделирование тренировочных игр против конкретного про­ тивника.

В промежутках между турами применяются микрониклы 4-1, 3-1. В этих микроциклах между соревнованиями на работу технико-так­ тической и игровой направленности отводится до 80%, на специаль­ ную физическую подготовку — до 20% времени с учетом состояния игроков и конкретных противников предстоящих туров соревнова­ ний. На сборах микроциклы могут чередоваться в зависимости от продолжительности сбора и ближайших задач, а также в зависимости от состояния готовности игроков и команды к предстоящим соревно­ваниям. На недельном режиме частично основывается и круговая си стема проведения соревнований по турам. Структура и содержание микроциклов соревновательного периода в перерывах между турами таковы, что после высокоинтенсивных соревновательных нагрузок первый недельный микроцикл проводится как разгрузочный, с фи­ зической направленностью. Вторая и третья неделя межсоревнова­тельных микроциклов посвящается технико-тактической, игровой и соревновательной подготовке с чередованием занятий по СФП.

Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуется следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональ­ ной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Спортивно техническая и тактическая подготовка обеспечивает до­ ведение избранных форм соревновательной деятельности до воз­ можно высокой степени совершенства. В специальной психологиче­ской подготовке спортсмена особое значение приобретает непосред­ ственная направленность на состязание, мобилизация на высшее проявление физических и духовных сил, а также регуляция эмоцио­нальных состояний и волевых проявлений, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание по­ложительного эмоционального тонуса.

Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно про­ являются в комплексе. Важнейшим средством и методом, на основе   кoтоpoгo строится вся подготовка, становятся целостные соревноват ельные упражнения, которые занимают центральное место в трениров ке и систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний.   Одним из объектов управления тренировочным п роцессом при становлении и удержание спортивной формы игро­ков и мобилизационной готовности команды является конкретная   орга низационная структура режимов работы в микроцикле соревноват ельного периода и средств подготовки.

Еще статьи в этом разделе

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ КЛУБНЫХ КОМАНД

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ В СОРЕВНОВАНИЯХ