Подготовка команды к соревнованиям


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ КЛУБНЫХ КОМАНД

ПОДГОТОВКА КОМАНД В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ В СОРЕВНОВАНИЯХ

Подготовка команды к соревнованиям

Предисловие  

Современная подготовка волейболистов — сложный педагогиче­ский процесс, которым управляет тренер. Под управлением в самом общем значении этого слова понимают процесс целенаправленного воздействия на объект, вызывающий соответствующие изменения, направленные на достижение определенной цели. Процесс спортив­ной подготовки рассматривается как сложная динамическая систе­ма, в которой роль органа управления выполняет педагог-тренер, а роль объектов управления — спортсмен, команда. Сложность систе­мы спортивной подготовки заключается в том, что она состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих компонен­тов, которые под воздействием спортивной подготовки непрерывно переходят из одного состояния в другое. Поскольку главным объек-юм управления спортивной подготовкой является сложная самоуп­равляемая система — человек, это ставит перед тренером задачу вся­чески развивать способность игрока к самоуправлению. Эффектив­ность спортивной подготовки находится в прямой зависимости от способности игрока к самоуправлению и самосовершенствованию.

В системе взаимоотношений тренер - спортсмен - команда большое значение имеет укрепление взаимосвязей. Творческое сот­рудничество со спортсменом при активной направленности на раз­витие способностей к самоуправлению и самосовершенствованию — одно из важных условий управления. Основные функции управле­ния — планирование, организация, контроль и учет. Все они взаимо­действуют между собой, образуя замкнутую цепь, обеспечивающую цикличность и непрерывность управления. Знание теоретических и практических вопросов по управлению подготовкой высококвали­фицированных волейболистов позволяет планировать тренировоч­ный процесс более рационально.

В книге содержится материал, отражающий новые данные прак­тики и результаты научных исследований, которые раскрывают воп­росы системы подготовки команд. Показано, от каких факторов за­висит совершенствование мастерства волейболистов, как подобрать эффективные средства и методы тренировки и определить степень их воздействия в каждом занятии, микроцикле, на определенном

 

этапе, периоде подготовки и в годичном цикле, отражена работа комплексных научных групп по конкретным проблемам и вопросам тренировочного процесса и участия команд в соревнованиях.

Предлагаются развернутые примерные модели игроков по их функциям, мотивации к высшим спортивным достижениям и   тре бованиям к самоподготовке. В модели команды отражены вопросы от­бора и комплектования состава, примерные варианты тактических действий команды в нападении и защите, контроль результативно­сти игры в соревновательной деятельности.

С позиции системного подхода раскрываются вопросы перспек­тивного, годового и оперативного планирования тренировочного процесса и участия в соревнованиях. Показано оптимизированное сочетание тренировочного процесса и соревновательной деятельно­сти. Отражена специфика подготовки команд в связи с удлиненным соревновательным периодом.

В управлении тренировочным процессом раскрыты закономер­ности развития и поддержания спортивной формы игроков. Мето­дология принятия оптимального управленческого решения, а также типовые стратегические, тактические и оперативные решения и их реализация.

Управление соревновательным процессом включает основные компоненты управления соревновательной деятельностью команды, где отражены интегральные и аналитические критерии оценки каче­ства игры волейболистов с использованием судейской, технико-так­тической информации, видеоматериалов, специальных наблюде­ний, бесед и др.

Раскрыты вопросы спортивного изучения команд соперников, разработки стратегического и тактического планов участия в сорев­нованиях, управления командой в ходе многодневного турнира и од­ного матча с конкретными примерами реализации управленческих решений в типовых игровых ситуациях.

Научно-методическое и материально-техническое обеспечение подготовки основано на принципах информатизации процесса уп­равления формирования и организации комплексного контроля тренировочной и соревновательной деятельности по программам уг­лубленного, этапного комплексного и текущего обследования, об­следования соревновательной деятельности. В данных вопросах от­ражены особенности педагогического и психического тестирования; оценка качества тренировочного процесса; оценка уровня трениро­вочных, соревновательных нагрузок и восстановления.

Кроме того, дается оценка активности, эффективности, устойчи­вости и надежности игровых действий в нападении и защите, а так- же синтезированное заключение о состоянии игроков и команды в петом, их мобилизационной готовности к этапным и главным со­ревнованиям годичного цикла.

Организация работы команды требует углубленного анализа годичной и многолетней ее деятельности. Для этого используются формы и содержания типовой документации, которая утверждена Федерацией волейбола и имеет обратную связь по принципу "команда — руководство клуба — федерация". В ней отражено также распре­деление функциональных обязанностей в руководстве команды, взаимодействия и взаимоотношения старшего тренера с другими реперами команды, врачом, массажистом и администратором.

Еще статьи в этом разделе

Официальные правила волейбола 2001- 2004г.

Пляжный Волейбол