Современная подготовка волейболистов — сложный педагогический процесс, которым управляет тренер. Под управлением в самом общем значении этого слова понимают процесс целенаправленного воздействия на объект, вызывающий соответствующие изменения, направленные на достижение определенной цели. Процесс спортивной подготовки рассматривается как сложная динамическая система, в которой роль органа управления выполняет педагог-тренер, а роль объектов управления — спортсмен, команда. Сложность системы спортивной подготовки заключается в том, что она состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, которые под воздействием спортивной подготовки непрерывно переходят из одного состояния в другое. Поскольку главным объек-юм управления спортивной подготовкой является сложная самоуправляемая система — человек, это ставит перед тренером задачу всячески развивать способность игрока к самоуправлению. Эффективность спортивной подготовки находится в прямой зависимости от способности игрока к самоуправлению и самосовершенствованию.
В системе взаимоотношений тренер - спортсмен - команда большое значение имеет укрепление взаимосвязей. Творческое сотрудничество со спортсменом при активной направленности на развитие способностей к самоуправлению и самосовершенствованию — одно из важных условий управления. Основные функции управления — планирование, организация, контроль и учет. Все они взаимодействуют между собой, образуя замкнутую цепь, обеспечивающую цикличность и непрерывность управления. Знание теоретических и практических вопросов по управлению подготовкой высококвалифицированных волейболистов позволяет планировать тренировочный процесс более рационально.
В книге содержится материал, отражающий новые данные практики и результаты научных исследований, которые раскрывают вопросы системы подготовки команд. Показано, от каких факторов зависит совершенствование мастерства волейболистов, как подобрать эффективные средства и методы тренировки и определить степень их воздействия в каждом занятии, микроцикле, на определенном
этапе, периоде подготовки и в годичном цикле, отражена работа комплексных научных групп по конкретным проблемам и вопросам тренировочного процесса и участия команд в соревнованиях.
Предлагаются развернутые примерные модели игроков по их функциям, мотивации к высшим спортивным достижениям и тре бованиям к самоподготовке. В модели команды отражены вопросы отбора и комплектования состава, примерные варианты тактических действий команды в нападении и защите, контроль результативности игры в соревновательной деятельности.
С позиции системного подхода раскрываются вопросы перспективного, годового и оперативного планирования тренировочного процесса и участия в соревнованиях. Показано оптимизированное сочетание тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Отражена специфика подготовки команд в связи с удлиненным соревновательным периодом.
В управлении тренировочным процессом раскрыты закономерности развития и поддержания спортивной формы игроков. Методология принятия оптимального управленческого решения, а также типовые стратегические, тактические и оперативные решения и их реализация.
Управление соревновательным процессом включает основные компоненты управления соревновательной деятельностью команды, где отражены интегральные и аналитические критерии оценки качества игры волейболистов с использованием судейской, технико-тактической информации, видеоматериалов, специальных наблюдений, бесед и др.
Раскрыты вопросы спортивного изучения команд соперников, разработки стратегического и тактического планов участия в соревнованиях, управления командой в ходе многодневного турнира и одного матча с конкретными примерами реализации управленческих решений в типовых игровых ситуациях.
Научно-методическое и материально-техническое обеспечение подготовки основано на принципах информатизации процесса управления формирования и организации комплексного контроля тренировочной и соревновательной деятельности по программам углубленного, этапного комплексного и текущего обследования, обследования соревновательной деятельности. В данных вопросах отражены особенности педагогического и психического тестирования; оценка качества тренировочного процесса; оценка уровня тренировочных, соревновательных нагрузок и восстановления.
Кроме того, дается оценка активности, эффективности, устойчивости и надежности игровых действий в нападении и защите, а так- же синтезированное заключение о состоянии игроков и команды в петом, их мобилизационной готовности к этапным и главным соревнованиям годичного цикла.
Организация работы команды требует углубленного анализа годичной и многолетней ее деятельности. Для этого используются формы и содержания типовой документации, которая утверждена Федерацией волейбола и имеет обратную связь по принципу "команда — руководство клуба — федерация". В ней отражено также распределение функциональных обязанностей в руководстве команды, взаимодействия и взаимоотношения старшего тренера с другими реперами команды, врачом, массажистом и администратором.