Концептуальные основы в переходе к трем урокам физической культуры в неделю в начальной школе


Концептуальные основы в переходе к трем урокам физической культуры в неделю в начальной школе

 

В соответствии с социально-экономическими потребностями края и учитывая тревожное положение, связанное с состоянием здоровья детей и подростков, комитет администрации Алтайского края по образованию вводит   Базисный учебный план работы в начальной школе, который нацелен на увеличение двигательной активности школьников, воспитание привычки здорового образа жизни и направлен на охрану, укрепление и формирование здорового ребенка средствами физической культуры.

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования направляет рекомендации по организации учебного процесса в условиях трехразовых занятий физической культурой в неделю в начальной школе.

1.             Учебный процесс должен строится на основе нормативных документов, определяющих развитие школьной физической культуры:

-          концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков;

-          временный государственный образовательный стандарт. Физическая культура;

-          программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном виде спорта (баскетбол);

-          комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов;

-          программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ);

-          программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей;

-          программа физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ.

Исходя из документов, можно выделить следующие условия перестройки педагогического процесса:

-          четкое осознание цели совместной деятельности ученика и учителя;

-          перевод физического воспитания на принципы демократизации и гуманизации;

-          переориентация учебного процесса с воспроизведения образцов готовых занятий («Делай, как я!») на формирование у детей и подростков осознания потребности в физическом совершенствовании и привычек здорового образа жизни. Формирование личной физической культуры.

Но простое увеличение часов не сможет повысить роль и значение физической культуры в воспитании привычек здорового образа жизни, в организации здоровьесберегающих условий в режиме учебного дня, в обеспечении нормы двигательного режима, если не произойдет переосмысление ее сущности, цели, содержания и организации.

Учебный процесс в первую очередь должен быть направлен на изучение   личной и социальной гигиены, физиологии, психологии, теории и методики физического воспитания, которые формируют научно-обоснованные взгляды на роль и возможности физической культуры в развитии человека. Учебные занятия должны превращаться постепенно в уроки познания себя, своего организма, своих нравственных, волевых качеств, духовных и физических возможностей.

При подготовке к уроку необходимо использовать многообразный учебно-методический материал, стремиться применять различные формы, методы его проведения,   обязательным учетом региональных, национальных традиций, современной спортивной моды и интересов конкретного ученика.

2. Три учебных часа в неделю рекомендуется использовать на развитие двигательных способностей, пропорционально увеличивая время на изучение разделов учебной программы, избранной школой (всего их пять).

 

Примерное распределение учебного времени

  на различные виды программного материала

при 3 –х уроках физической культуры в неделю.

(Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов)

№№

ВИД

ПРОГРАММНОГО

МАТЕРИАЛА

К Л А С   С Ы

I

П

Ш

IV

2 ч.

3 ч.

2 ч.

3 ч.

2 ч.

3 ч.

2 ч.

3 ч.

1

Базовая часть

52

78

52

78

52

78

52

78

1.1

Основы знаний

В процессе   урока

1.2

Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1

В подвижных играх

12

18

12

18

12

18

12

18

1.2.2

Гимнастические

12

18

12

18

12

18

12

18

1.2.3

Легкоатлетические

14

21

14

21

14

21

14

21

1.2.4

Элементы единоборства

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.5

Плавание

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.6

Лыжная подготовка

14

21

14

21

14

21

14

21

2

Вариативная часть

16

16

16

16

16

16

16

16

2.1

Связанный с региональными и национальными особенностями

 

24

 

24

 

24

 

24

2.2

По выбору учителя, учащихся, определяемый самой   школой, по углубленному изучению вида спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о:

68

102

68

102

68

102

68

102

 

3.Обратить внимание:

                   3.1. обучение плаванию рекомендуется начинать с четвертого класса. В школах, где есть соответствующие условия (плавательный бассейн) обучение можно вводить с первого класса. Время на освоение плавания (в объеме не менее 16 часов) равномерно выделяется из других разделов, включая вариативную часть программ.

         3.2. на «Основы знаний». Использовать материал, способствующий расширению знаний   учащихся о собственном организме, о возможностях человека, его культуре и ценностной ориентации. Теоретический материал лучше давать   блоками (проблемами), которые закладываются в четвертном планировании по урокам и темам. Сообщение знаний лучше организовать   в виде бесед во время запланированного восстановления после выполнения упражнений или в процессе выполнения двигательных действий (на основе движения), не допуская незапланированных простоев (потерь времени).

3.3. на «Двигательные способности». Поскольку индивидуальный подход к обучению стал основным направлением в работе учитель-ученик на уроке, требуется мониторинг индивидуального продвижения   ребенка на пути личного совершенствования с учетом его индивидуальных анатомо-физиологических и психологических способностей. Учитель должен видеть свою задачу в необходимости помочь учащимся в их самосовершенствовании, учить детей сообразно с природой каждого, приспосабливая способы и условия обучения к ребенку, а не наоборот. И главное в решении этих задач – создание предметно - развивающей среды, ее психологического, педагогического, валеологического сопровождения, предполагая, что среда будет являться адаптационным и реабилитационным пространством для каждого отдельного ученика.

Основным в организации мониторинга индивидуального уровня развития и совершенствования двигательных качеств должно стать тестирование. В начале учебного года первые два урока используются для проведения тестирования. Результаты дают возможность учителю не только отслеживать личный рост ребенка, но и использовать его как одно из многочисленных средств по формированию мотивации к занятиям физическими упражнениями. Тесты прилагаются к программам.

3.4. Время, отведенное на вариативную часть программы, распределяет сам учитель с учетом своих возможностей, пожелания учащихся, возможностей материальной базы. Предпочтение отдается национальным видам физической культуры, играм, упражнениям, имеющим особое значение (прежде всего зимним видам).

Еще статьи в этом разделе

Учет анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста при проведении уроков физической культуры

Организационно-методические рекомендации при проведе-нии 3-х уроков физической культуры в неделю в начальной школе

Новые подходы в методике оценки успеваемости учащихся

Техника безопасности в организации уроков физической культуры в начальной школе

Физическая культура в создании здоровьесбергающей среды школы

Методика организации физкультурно - оздоровительных перемен

Динамический час

Физкультминутки на уроках чтения, письма, математики