Для детей подготовительных и младших классов рекомендуются игры с бегом: «Хитрая лиса», «Быстро возьми, быстро положи!», «Перемени предмет», «Ловишка. Ноги от земли», «Ловишка в кругу», «Ловишка! Бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Два мороза», «Догони свою пару!», «Не мочи ноги!», «Горелки», «Веселые соревнования» и др., игры с прыжками: «Лягушка и цапля», «Не попадись!», «Волк во рву»., игры с лазаньем: «Перелет птиц», «Ловля обезьян», игры с метанием и ловлей: «Охотники и звери», «Ловушка с мячом», «Стой!», «Кого назвали, тот и ловит», игры с несколькими движениями. Несложные эстафеты (с бегом, прыжками, подлезанием, перешагиванием др.).
О развитии ловкости школьника можно судить по тому, какими сложными движениями он владеет и какое время ему необходимо для достижения большей точности движений.
Для развития ловкости целесообразно использование игр, побуждающих учеников незамедлительно переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке («Салки» - 1 класс, «Зайцы в огороде» - 2 класс, «Подвижная цель» - 3 класс).
В младшем школьном возрасте быстро совершенствуется способность к различным точным движениям, характеризующим ловкость и координацию. Этому помогают игры с метанием мяча в цель, подбрасыванием, перебрасыванием и ловлей мяча, различные сложные манипуляции с мелкими предметами – палочками, колечками, кубиками и т.д.
Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в статистическом положении и при движении. Основными упражнениями для воспитания равновесия служат игры-эстафеты, включающие ходьбу и бег по скамейке или бревну различными способами (например, эстафета с лазаньем и перелезанием и пр.).
Игры, рекомендуемые для развития силы, не должны быть предельным по нагрузке. Максимальные напряжения и предельные по объему нагрузки связаны с большими энергозатратами, а это может привести к общей задержке роста школьников. В младшем школьном возрасте воспитание силы мышц может применяться только как основа для развития быстроты и выносливости. Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке («Кто дальше бросит» - 1-2- классы, «Альпинисты» - 3 класс и др.).
Для воспитания силовой выносливости у школьников младших классов используются игры и упражнения, требующие достаточно длительного сохранения определенных поз: стояние на носках, упражнение «ласточка», смешанные висы, упоры и др.
Для совершенствования статистической выносливости может применяться игра «Замри!», игры-эстафеты «Не упади!», «Дни недели» и др.
К играм, способствующим воспитанию силовой выносливости динамического характера, относятся двигательные действия с многократным сгибанием и разгибанием рук в положении упора, смешанные висы, приседания, переползания и др. («Через речку по бревну», «Кролики», «Пчелы и медвежата», «Пройди под шнуром!» и др.
Основное внимание на динамическом часе продленного дня должно отводиться играм, совершенствующим быстроту движений. При воспитании быстроты ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений в действиях, связанных с перемещением всего тела в пространстве.
Чтобы совершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами движущийся предмет, используются подвижные игры с большими и малыми мячами (для тенниса, настольного тенниса), воланами для бадминтона.
Реакция выбора – это нахождение наилучшего способа действия или ответа на действия противника. В предлагаемой игре количество возможных вариантов сначала должно быть очень небольшим. Каждый из них заранее хорошо осваивается детьми, и только после этого игра или упражнение осваивается полностью (например: «Космонавты», «Туристы» и др.). Имеется и другой метод совершенствования реакции выбора, при котором воспитатель ставит перед учащимся только общую задачу, например предлагает преодолеть в максимально быстром темпе несколько препятствий, составленных из разных предметов. Каким способом преодолеть каждое из них и в каком порядке – учащиеся выбирают сами соответственно своим физическим возможностям.
На динамическом часе для тренировки у школьников быстроты реакции на внезапный звуковой, зрительный сигналы широко используются игры «Совушка» - 1 класс, «Вызов номеров» - 2 класс, эстафета с бегом – 3 класс.
Для воспитания быстроты движений применяются игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время («Команда быстроногих» - 1 класс, «Сквозь стенку» - 2 класс, «Стой – беги!» - 3 класс.
Кроме развития быстроты в задачи динамического часа продленного дня входит также формирование у школьников способности выполнять скоростную работу возможно более длительное время.
Выносливость воспитывается путем применения физических упражнений и игр с общей физической нагрузкой несколько большей той, которую школьник привык переносить. В процессе выполнения таких нагрузок организм постепенно адаптируется к состоянию утомления, приобретается способность выполнять то или иное движение более длительно, а затем быстро восстанавливать силы после физических нагрузок.
Для воспитания выносливости у школьников подготовительных и младших классов широко применяются игры с краткими повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной затратой сил и энергии. Например, в игре «Стая» по площадке медленно бегут дети – стая птиц. Впереди вожак, который ведет стаю по площадке вокруг различных спортивных сооружений в течение 2-2,5 минут (вожака обгонять не разрешается0. затем по знаку воспитателя стая рассыпается. Каждый стремится быстро найти какое-нибудь укрытие (дерево, куст) или вспорхнуть на веточку (бревно, скамейка и т.п.). птица, спрятавшаяся последней, выбывает на одно повторение из игры. Назначается новый вожак, и стая летит за ним в другую сторону. Игра повторяется 4-5 раз в конце отмечается вожак, выдержавший нужный темп бега и выбравший самый интересный маршрут.
Предлагая ребятам игру, развивающую общую выносливость, воспитатель должен учитывать, что общее число повторных действий должно быть невеликим и чередоваться с короткими перерывами отдыха. На непрерывную деятельность играющих должно отводиться до 2-2,5 минут.
Игры с элементами спорта, для выполнения которых ребята должны научиться некоторым упражнениям, характерным для этих видов спорта.
Городки – бросать биту от плеча и сбоку, занимать правильное и.п. знать 4-5 фигур. Уметь выбирать городки с полукона (3-4 м) и с кона (5-6м).
Бадминтон – уметь правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его на сторону партнера без сетки и через сетку. Свободно передвигаться по площадке, стараясь не пропускать волан.
Настольный теннис – правильно держать ракетку, выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом (подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой, то же с ударом об пол, стену и т.п.). перебрасывать мяч через сетку после отскока от стола.
Баскетбол - ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ловить мяч, летящий на разной высоте и из различных положений и направлений; передавать мяч друг другу: двумя руками от груди, одной – от плеча; бросать мяч в корзину двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча. Вести мяч с высоким отскоком на месте, вокруг себя и в движении.
Хоккей с шайбой (проводится на снегу без коньков) – вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы, прямо и змейкой; выполнять удары по шайбе с места, попадать по шайбе с места, попадать шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения.
Спортивные упражнения:
Санки – во время спуска с горки поднять заранее положенный предмет (флажок, мячик и т.п.). Выполнять разнообразные игровые задания: проехать в ворота, попасть снежком в цель и др. игры-эстафеты с санками.
Лыжи – передвигаться переменным шагом по лыжне друг за другом.. ходить по пересеченной местности (горкам, склонам и т.п.). делать поворот переступанием на месте и в движении. Взбираться на горки различными способами: прямо, наискосок (полуелочкой), елочкой, лесенкой. Правильно спускаться с горок, уметь тормозить. Проводить несложные игры на лыжах – «Шире шаг!», «Кто самый быстрый?», «Встречная эстафета», «Не задень!» и др.
Коньки – принимать правильное и.п.: ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, голова – прямо, смотреть перед собой. Делать при этом положении несколько пружинистых приседаний. Сохранять равновесие на коньках (на снегу и на льду). Разбегаться и скользить на двух ногах. Во время скольжения делать повороты вправо, уметь тормозить. Попеременно отталкиваясь, скользить на правой и левой ноге. Кататься на коньках по прямой, по кругу, сохраняя при этом правильную позу. Выполнять на коньках несложные упражнения, участвовать в играх «Пружинка», «Фонарики», «Кто дольше?». «Пистолетики», «Бег по кругу вдвоем» и др.
Велосипед – кататься на двухколесном велосипеде без помощи взрослых. Делать повороты вправо и влево. Ездить по прямой, по кругу, змейкой, уметь тормозить. Выполнять упражнения и игры («Достать предмет», «Правила уличного движения» и др.). управлять велосипедом одной рукой (правой или левой).
Для оценки эффективности воздействия различных форм занятий физическими упражнениями в режиме продленного дня школы на уровень развития физических качеств учащихся, изменения их функциональных и двигательных возможностей рекомендуется ежемесячная оценка своего физического состояния по показателям, отражающим физическое развитие, двигательную подготовленность и состояние кардиореспираторной системы.
Желательно в последнее воскресенье месяца, проведя предварительное тестирование в домашних условиях, заполнять дневник здоровья.
По величине прироста каждого из показателей можно установить изменения в физическом развитии и двигательной подготовленности школьника.
Дневник здоровья для учащихся младших классов должны заполнять родители, а школьники средних классов могут производить как само-, так и взаимоконтроль своих функциональных и двигательных возможностей. Страница дневника здоровья вклеивается в школьный дневник. Классный руководитель ежемесячно оценивает ведение дневника.
Регулярное ведение дневника здоровья поможет многим учащимся реально оценить уровень своей физической подготовленности, физического развития и функционального состояния и будет способствовать их привлечению к активным занятиям физическими упражнениями, как в режиме продленного дня, так и во внешкольное время.