Организационно-методические рекомендации при проведе-нии 3-х уроков физической культуры в неделю в начальной школе


Организационно-методические рекомендации при проведе-нии 3-х уроков физической культуры в неделю в начальной школе

 

Методика проведения урока, подбора средств и методов должна быть основана на глубоком знании возрастных анатомо-физиологических и психологических возможностей и особенностей развития детей этого возраста.

Качество учебного процесса во многом зависит от правильного его планирования. Отчетные документы по физической культуре:

-          годовое распределение учебного материала;

-          четвертное планирование (или тематическое);

-          конспект урока.

Привычный подход к планированию необходимо пересмотреть с учетом требований государственного образовательного стандарта, а именно:

- учесть содержание физического воспитания (выделение базового и вариативного компонентов), примерно выдержать соотношение двух компонентов для начальной школы – 70—80% - базовая; 20-30% - вариативная.

В четвертное планирование необходимо внести (желательно блоками-проблемами) темы, которые обозначены в программе, и распределить их по урокам так же, как это делается по другим разделам программы.

В поурочном планировании отражать работу с блоком «основы знаний», определяя и обосновывая место в уроке, где будет работа с этим блоком. Беседы с потерей времени недопустимы. Знания необходимо сообщать в процессе выполнения двигательной деятельности (в том числе использовать раздаточный материал при групповой работе), либо в отрезки времени, отведенные для восстановления после нагрузки.

Дети в 6-10 лет любят физическую культуру. Этот период – один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Необходимо планировать и использовать упражнения (строевые команды и др.), которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают двигательные качества – это основная задача, решаемая в начальной школе. Чем младше класс, тем больше времени должно быть выделено в уроке для их решения (1-2 класс до 70% времени урока,    3-4 класс – до 60%).

Среди различных средств физического воспитания игры, игровые упражнения занимают особое место. Не менее 4-5 игр и игровых упражнений необходимо использовать в уроке в 1-2 классе, не менее 3-4 – в 3-4 классе. Набор игр учитель составляет, исходя их тех разделов программы, которые запланированы на уроке. Игровой и соревновательный метод в работе с учащимися начальной школы предпочтителен.

В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и деталей движений.   Слова служат ориентиром, могут привлечь внимание учащихся. Учитывая эти особенности, педагогу следует при показе движений опираться на объяснение, вводить специальные термины, предлагать выполнять упражнение по слову. Однако, необходимо соблюдать меру, не забывать пополнять знания младших школьников различными зрительными представлениями о движениях.

Учитель должен обеспечить каждому школьнику одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями, предоставить им разно уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, создавать максимально благоприятные условия для развития не только физических, но и духовных способностей. Умелое сочетание на уроке развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам – отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса. При этом необходимо опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения. Использовать передовой педагогический опыт учителей края, района, России.

Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства, наглядность, доступные тренажеры.

Еще статьи в этом разделе

Концептуальные основы в переходе к трем урокам физической культуры в неделю в начальной школе

Учет анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста при проведении уроков физической культуры

Новые подходы в методике оценки успеваемости учащихся

Техника безопасности в организации уроков физической культуры в начальной школе

Физическая культура в создании здоровьесбергающей среды школы

Методика организации физкультурно - оздоровительных перемен

Динамический час

Физкультминутки на уроках чтения, письма, математики