Техника безопасности в организации уроков физической культуры в начальной школе


Техника безопасности в организации уроков физической культуры в начальной школе

 

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья.

Основные причины травматизма:

1.            Организационные недостатки при проведении занятий. Это непродуманная организация урока, проведение занятий в отсутствие учителя, слабая дисциплина и подготовленность инвентаря, используемого на уроке.

2.            Ошибки в методике проведения урока, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, техническая и физическая подготовленность учащихся (форсирование нагрузок).

Причиной травм является пренебрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся.

3.            Недостаточное материально-техническое обеспечение, оснащение занятий: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое   крепление снарядов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования, малые залы, отсутствие зон   безопасности, жесткое покрытие и неровности дорожек.

4.            Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов, площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха и воды бассейна. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др. Недостаточная акклиматизация учащихся.

5.            Низкий уровень воспитательной работы, нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся.

6.            Отсутствие медицинского контроля. Допуск к соревнованиям без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок, комплектованием групп в зависимости от степени подготовленности учащихся.

В перечне причин травмирования особо стоит гипокинезия. Большинство новорожденных получают наследственную информацию по гипокинезии от родителей. Затем двигательный голод нарастает (детский сад, школа). При поступлении в школу в младших классах, организованная и неорганизованная активность снижается на 50%. Любые отклонения в состоянии здоровья у детей, а они неизбежны у физически ослабленных, могут быть причиной травмы. Так, плохая осанка повышает степень риска получения различных травм и не только позвоночника, но и внутренних органов грудной клетки (поскольку они занимают неблагоприятное положение и имеют сниженную функцию).

 

Рекомендуемая   литература:

1.      Концепция   физического воспитания и здоровья детей и подростков. –М., 1993г.

2.      Государственный образовательный стандарт. Физическая культура. – М., 1993г.

3.      Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьника. - М,1998г.

4.      Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном виде спорта (баскетбол). - М.,: «Просвещение», 1996г.

5.      Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ. - М.: «Просвещение», 1992г.

6.      Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 –11 классов. - М., :«Просвещение», 1996г.

7.      Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. - М.,: «Просвещение», 1993г.

8.      Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. Учебно – методическое пособие. - Л., 1996г.

Еще статьи в этом разделе

Концептуальные основы в переходе к трем урокам физической культуры в неделю в начальной школе

Учет анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста при проведении уроков физической культуры

Организационно-методические рекомендации при проведе-нии 3-х уроков физической культуры в неделю в начальной школе

Новые подходы в методике оценки успеваемости учащихся

Физическая культура в создании здоровьесбергающей среды школы

Методика организации физкультурно - оздоровительных перемен

Динамический час

Физкультминутки на уроках чтения, письма, математики