Физкультминутки на уроках чтения, письма, математики


Физкультминутки на уроках чтения, письма, математики

 

Комплекс 1

«Мы считали» - для урока математики

 

Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.

Ручками похлопали, раз-два-три.

Ножками потопали, раз-два-три.

И еще потопали и дружней похлопали.

Сели, встали, и друг друга не задели,

Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.

 

Упражнения

1.              И.п.: сидя за партой, руки на пояс. 1-4 – одновременные круговые движения плечами назад. Вы полнить 1-2 раза. Темп медленный.

2.              И.п.: основная стойка (о.с.). 1-3 – руки через стороны вверх, потянуться, 2 хлопка над головой; 4 – и.п.; 5-7 – три притопа. Выполнить 2-3 раза. Темп средний.

3.              И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – присед, руки вперед ладонями вниз – выдох; 2 – и.п. – вдох. Выполнить 2-3 раза. Темп средний.

4.              И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки      через стороны вверх, смот-реть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный.

Методические указания

Улучшает вентиляцию легких. Голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая, дыхание не задерживать.

 

Способствует глубокому дыханию. Выполняя хлопки, смотреть на руки. Выполняя притопы следить за осанкой.

 

Направлено на формирование правильной осанки. Приседая, спина прямая. Смотреть вперед, сохранять равновесие.

 

Направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.

 

Комплекс   2

«Паучок» - рекомендуется для урока чтения.

 

Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.

В городскую лавку сходил и другую лапку купил.

Ты смотри, паучок, не зевай, больше себе лапок не ломай.

Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.

Упражнения

1.           И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – локти в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же; 5 – упор присев; 6 – и.п. Выполнить 1-2 раза. Темп средний.

2.           И.п.: стоя на правой, левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 – легкие пружинистые подскоки на правой; 3-4 – то же на левой со сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп средний.

3.           И.п.: стойка ноги вместе, руки за голову. 1 – левую вперед на пятку; 2 – левую назад на носок; 3-4 – в и.п., два притопа; 5-8 – то же с правой. Выполнить 4 раза. Темп средний.

Методические указания

Направлено на формирование правильной осанки. Выполняя упор присев, спину держать прямо.

 

Способствует формированию   чувства равновесия. Подскоки выполняются мягко, с приземлением на носки, туловище вперед не наклонять.

 

Имитация танцевальных движений

 

Комплекс 3

Рекомендуется для уроков чтения

 

1.      И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки к плечам; 2 – руки вверх, потянуться, посмотреть на кисти – вдох; 3 – руки к плечам;, 4 – и.п., расслабиться – выдох.

2.      И.п.: о.с. 1 – руки вверх, левую назад на носок; 2 – и.п.; 3-4 – то же, но правую назад.

3.      И.п.: о.с., руки вперед. 1 – поворот налево, левую руку в сторону – назад, посмотреть на пальцы; 3-4 – то же с поворотом направо. Выполнить 2-4 раза. Темп медленный.

4.      Комплекс способствует обучению правильному глубокому дыханию, формированию правильной осанки.

 

         Комплекс 4

         «Лошадки» - рекомендуется для урока письма

 

         Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

 

Упражнения

1.              И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Выполнить 2-4 раза. Темп медленный.

2.              И.п.: то же. 1 – ладони вверх; 2 – и.п.; 3-4 то же.

3.              И.п.: то же. 1-3 – сгибание и разгибание пальцев;   4 – пауза.

4.              И.п.: о.с. 1-2 – одновременные круговые движения рук назад; 3-4 – то же поочередно то правой, то левой рукой.

5.              И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вниз. Маятнико-образные движения рук слева направо и справа налево. Выполнить 4 раза. Темп медленный.

Методические указания

Дети произносят последнюю фразу.

Упражнений № 1, 2, 3 выполняются легко и энергично.

 

 

 

 

 

 

 

Направлено на формирование правильной осанки.

 

Направлено на расслабление мышц. Выполнять маятникообразные движения. Имитировать полоскание белья.

 

Комплекс   5

«Маятник» - рекомендуется для урока письма

 

1.      И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

2.      И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

3.      И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.

Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.

 

 

Комплекс   6

«Жук» - рекомендуется для урока письма.

 

На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

 

Упражнения

1.              И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 – сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять руки вверх, развести пальцы веером; 5-8 – и.п.

2.              И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – наклон влево, переступая ногами; 2 – то же вправо.

3. И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вниз. 1-3 – одно-временные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево; 4 – и.п.

Методические указания

Дети произносят последнюю фразу. Каждое упражнение 2-4 раза. Темп средний.

 

 

Имитирует полет жука. Следить за осанкой. Произнесение звуков «жу-жу-жу» способствует глубокому выдоху.

Направлено на расслабление мышц.

 

 

 

 

Комплекс   7

«Пружинки» - рекомендуется для урока чтения (под русскую народную мелодию)

 

Упражнения

1.              И.п.: о.с., руки на пояс. Такты 1-4 на счет 1 и 2 каждого такта – полуприседы, на «и» - вернуться в и.п.

2.              И.п.: то же. Такты 5-8 – прыжки на месте на двух ногах, слегка отрывая носки.

Методические указания

Движения легкие, пружинистые, ритмичные. Следить за осанкой, дыхание свободное. Упражнение 1 выполняется без остановок, упражнение   2 – при подскоках колени слегка сгибать.

 

Комплекс   8

Рекомендуется для уроков чтения

 

Упражнения

1.              И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.

2.              И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.

3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.

Методические указания

Направлено на формирование правильной осанки. Дыхание равномерное, круговые движения выполнять с полной амплитудой.

Выполнять повороты, спину держать прямо.

 

 

Имитирует «пружинку», сохранять равновесие.

 

Комплекс   9

«Физкульт-привет!» - рекомендуется для урока математики. (Дети произносят: «Физкульт- привет!»)

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!

 

Упражнения

1.      И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 сгибание и разгибание рук. Выполнить 2 раза. Темп медленный.

2.      И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – наклон вперед, прогнуться; 2 – и.п. Выполнить 2 раза. Темп средний.

3.      И.п.: о.с. 1-3 – три шага на месте; 4-6 – три хлопка перед грудью. Выполнить 2-4 раза. Темп средний.

4.      И.п.: стойка ноги врозь, руки за спину. 1 – наклон влево, 2 – то же вправо.

5.      И.п.: о.с. Произнести приветствие, подняв руки вверх и соединив ладони. 1 раз.  

Методические указания

Следить за осанкой, локти не опускать.

 

 

При наклонах смотреть вперед.

 

 

Шаги на месте, высоко поднимая колени.

 

 

Имитирует качание маятника. Следить за осанкой, ноги прямые.

 

 

 

Комплекс   10

Рекомендуется для урока математики

 

Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

 

Упражнения

1.              И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1 - локти вверх; 2 – и.п. Выполнить 2-4 раза.

2.              И.п.: о.с. 1 – наклон к левой, коснуться пальцами пола; 2 – и.п.; 3 – то же к правой; 4 – и.п. 2-4 раза.

3.              И.п.: о.с. 1 – руки в стороны; 2 – и.п. 2-3 раза.

4.              И.п.: о.с. 1 – встать на носки, руки вверх, посмотреть на пальцы – вдох; 2 – и.п. – выдох. 2-3- раза.

Методические указания

Направлено на формирование правильной осанки. Плечи отвести назад.

Вдох делать в и.п., выдох – в наклоне. Ноги прямые.

 

Упражнения 3 и 4 способствуют глубокому дыханию.

 

 

 

Комплекс    11

«Елочка» - рекомендуется для урока математики.

 

Елочки зеленые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.

Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.

Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.

 

 

Упражнения

1.      И.п.: о.с., руки вверх. 1-2 – плавные движения рук слева направо и справа налево; 3 – наклон вперед, руки вниз; 4 – и.п. 2 раза. Темп медленный.

2.      И.п.: стойка ноги врозь. 1-3 пружинистые наклоны вперед прогнувшись, руки в стороны – выдох; 4 – и.п.

3.      И.п.: левая вперед правой, руки на пояс. 1-4 – прыжки на двух; 5-8 – то же со сменой положения ног. 8 прыжков. Темп средний.

И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – присед, руки за голову; 2 – и.п. 4 раза. Темп средний.

Методические указания

Направлено на расслабление мышц рук. Следить за осанкой.

 

 

Ноги прямые, смотреть вперед, дыхание не задерживать.

 

Направлено на укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Прыжки выполнять легко, мягко приземляясь.

Формирование правильной осанки. В приседе спина прямая, колени слегка разведены.

 

Комплекс    12

Рекомендуется для урока чтения

 

Упражнения

1.      И.п.: сидя за партой, руки за голову, пальцы в замок; 1-2 – руки ладонями вверх, посмотреть на кисти – вдох; 3-4 – и.п. – выдох 3-4 раза. Темп медленный.

2.      И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо, левую руку вверх; 2 – и.п.; 3-4 – то же влево. 3-6 раз. Темп средний.

3.      И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот влево, руки в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же вправо, 4-6 раз. Темп средний.

Методические указания

Формирование правильной осанки, улучшение вентиляции легких.

 

 

Спина прямая, вперед не наклоняться, дыхание не задерживать.

 

Следить за осанкой.

 

Комплекс    13

«Веселые матрешки» - рекомендуется для урока чтения

 

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,

  На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

 

 

Упражнения

И.п.: о.с., руки на пояс.

Счет 1-8 – 1 поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.

Счет 9-12 – и.п., пуки перед грудью, правое предплечье над левым. 1 – левую вперед на пятку; 2-4 – покачаться носком слева направо; 4 – и.п. Счет 12-16 – то же самое сменой ногой. Счет 1-2 – два хлопка слева; 3-4 – то же справа.

Методические указания

Дети повторяют слова (поют) вместе с учителем. Следить за осанкой.

 

Движения легкие, плясовые. Дыхание свободное.

 

Комплекс    14

Рекомендуется для урока письма

 

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.

Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.

 

Упражнения

1.      И.п.: сидя за партой, руки на парте. 1-4 поочередное сгибание и разгибание пальцев рук. 4-6 раз. Темп медленный.

2.      И.п.: то же. 1-4 – продвижение рук вперед с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. 6 раз. Темп средний.

3.      И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон влево; 2 – и.п.; 3-4 – то же вправо. 4 раза. Темп медленный.

4.      И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – присед – выдох; 2 – и.п. – вдох; 3-4 – то же вправо. 4 раза. Темп медленный.

Методические указания

Дети произносят последнюю фразу. Упражнения 1 и 2 направлены на отдых пальцев рук.

 

 

 

 

Следить за осанкой, дыхание не задерживать.

 

Спина прямая, смотреть вперед.

 

Комплекс    15

«Пловцы» - рекомендуется для урока письма (под музыкальное сопровождение)

1.      Счет 1-4 (имитация движений плавания брассом).

2.      И.п.: стойка ноги врозь, руки, согнутые в локтях, прижаты к туловищу ладонями вниз. 1 – руки вперед; 2 – руки в стороны; 3-4 – и.п. 4 раза.

3.      Счет 5-8   (имитация движений плавания кролем).

4.      И.п.: о.с. 1-4 – попеременные круговые движения рук вперед. 4 раза.

5.      И.п.: о.с. 1-4 – одновременные круговые движения рук вперед. 4 раза.

6.      И.п.: присед, руки через стороны вверх; 2 – и.п. 4 раза.

7.      И.п.: о.с., руки вперед. 1 – поворот налево, имитируя хлопки по воде; 2 – и.п. 4 раза.

 

Комплекс    16

«Зайчик» - рекомендуется для уроков письма

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.

Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

 

  Упражнения

1.      И.п.: сидя за партой, руки согнуты в локтях, большие пальцы прижаты к вискам (как ушки у зайчика). Сгибание и разгибание пальцев рук. 4 раза.        Медленно.

2.      И.п.: о.с. 1 – руки через стороны вверх, подняться на носки – вдох; 2 – и.п. – выдох. 2-4 раза. Темп медленный.

3.   И.п.: о.с., прыжки на двух. 8 прыжков. Темп средний.

4.   И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – присед; 2 – и.п.; 3 – правую вперед на пятку, хлопок; 4 – и.п.; 5-8 – то же, но левую вперед, хлопок. 4 раза. Темп средний.

Методические указания

Можно выполнять с поворотом головы налево - направо.

 

 

 

Для формирования правильной осанки, улучшения вентиляции легких. Плечи развести, дыхание не задерживать.

Направлено на укрепление мышц ног. Туловище вперед не наклонять, приземляться мягко на носки.

 

Во время приседа туловище держать прямо.

 

Рекомендуемая литература:

1.      Иванов М.И., Михайлова Э.Н. «Играйте на здоровье!» - М.,: «Московская правда», 1991г.

2.      Попов С.В. «Валеология в школе и дома». - СПб,: «Союз», 1998г

3.      Портных Ю.И. «Спортивные и подвижные игры». - М.,: ФиС, 1997г.

4.      Лебедева А.В. «Школа и здоровье учащихся». - Мн, 1997г.

5. «Подвижные игры в школе с продленным днем». - М.: ФиС, 1986).

 

 

Еще статьи в этом разделе

Концептуальные основы в переходе к трем урокам физической культуры в неделю в начальной школе

Учет анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста при проведении уроков физической культуры

Организационно-методические рекомендации при проведе-нии 3-х уроков физической культуры в неделю в начальной школе

Новые подходы в методике оценки успеваемости учащихся

Техника безопасности в организации уроков физической культуры в начальной школе

Физическая культура в создании здоровьесбергающей среды школы

Методика организации физкультурно - оздоровительных перемен

Динамический час