Это период наиболее интенсивного физического развития ребенка: масса тела в течение первого года жизни возрастает в 3 раза, а рост увеличивается на 25 см; совершенствуется центральная нервная система (ЦНС), появляются двигательные навыки и зачатки речи. Для защиты от инфекций следует проводить не только профилактические прививки, но и закаливающие процедуры, гигиенические ванны с первых месяцев жизни, с постепенно понижающейся температурой воды, начиная с 36—36,5 °С, сохраняя ее в первом полугодии, а после 6 месяцев и до годика постепенно снижая до 32—33 °С, но не ниже 30 °С. Продолжительность процедур — 5—7 мин. Далее, подняв ребенка из ванночки и держа лицом вниз, обливают водой
на 1—2 °С холоднее, чем в ванне. Воздушные ванны рекомендуется проводить во время занятий с ребенком массажем и гимнастикой. При этом вначале его выкладывают обнаженным на живот на 1 мин, затем на 2, 3 и так далее. Влажные обтирания следует выполнять с 3—4-го месяца жизни. Они тренируют сосуды, помогают переносить охлаждения при сбрасывании одеяла, рефлекторном мочеиспускании и других действиях. На первом году жизни активно развивается психика ребенка, вырабатывается координация движений. Поскольку дети в этом возрасте учатся сидеть, ползать, ходить, родителям следует уже с 1,5—2-месячного возраста обучать своих малышей специальным комплексам упражнений, способствующих развитию этих поз и движений. В целях развития и ускорения формирования речевых центров используется не только массаж, но и физические упражнения для кистей рук, особенно пальцев, двигательные центры которых в головном мозге располагаются рядом с речевыми центрами. Ежедневное выполнение таких упражнений и 2—3-минутные занятия по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3—4 недели.
Начинать физическую тренировку можно с 2-недельного возраста («грудничковое плавание») или с 1,5—2-месячного возраста: массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. К 7—8-месячному возрасту, программа занятия физическими упражнениями значительно расширяется за счет включения в нее активных упражнений с использованием вновь освоенных движений — ползание на четвереньках, переворачивание на спину, наклоны, перекладывание игрушек и т.п. Такие упражнения нужно выполнять короткими сериями по 5—7 мин несколько раз в день в форме игры с ребенком. В 9—10-месячном возрасте целесообразно увеличить объем нагрузки в 1,5—2 раза за счет увеличения продолжительности занятий и включения новых • упражнений, подготавливающих опорно-двигательный аппарат ребенка к освоению ходьбы (различные виды ходьбы с поддержкой, вставание с помощью взрослого и пр.). К 11—12-месячному возрасту, когда дети уже долго могут стоять без опоры и самостоятельно ходить, содержание физической тренировки малыша усложняется, главным образом, за счет включения в нее различных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной
ходьбы со страховкой, приседаний, полуприседаний (приплясывание) и т. д. Продолжительность занятия может быть увеличена до 14-15 мин
Таким образом, основные формы занятий с малышами до года — массаж и гимнастика.