Физическая культура в зрелом возрасте


Физическая культура в зрелом возрасте

 

Анатомо-физиологические особенности. В период развития организма от рождения до взрослого состояния возможности функ­циональных систем увеличиваются и достигают пиковых значе­ний в 20—25 лет. Период с 25 до 35 лет характеризуется наибо­лее стабильным состоянием возможностей различных функций организма. Но после 35 лет происходит неуклонное снижение возможностей организма и к 60—65 годам такие физиологические качества, как работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50 % тех значений, которые были у того же человека в 25—35 лет, даже если он оставался все время здоровым.

Существует неоспоримая связь между темпом старения, про­должительностью жизни и интенсивностью обменных процессов. Доказана основополагающая роль занятий физическими упраж-

нениями и связанной с ними интенсификации энергетического метаболизма в средней продолжительности жизни организма. Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного разви­тия, продолжительность жизни зависят от двух противополож­ных явлений: с одной стороны — угасание, нарушений обмена и функций, с другой — включения адаптационных механизмов, зак­репленных в эволюции (адаптационная регуляторная теория ста­рения).

В настоящее время большинство специалистов считают, что адекватная функциональная нагрузка для органов и систем ста­реющего организма путем занятий физической культурой, спортом, туризмом не только препятствует процессам преждевременной старости, но и приводит к структурному совершенствованию тка­ней и органов. Физическая активность — важнейшая предпосыл­ка сохранения функциональной способности стареющего организ­ма. Вместе с тем лицам этого возраста необходимо при занятиях физическими упражнениями учитывать возрастные изменения (снижение функциональных возможностей резервов функций, по­нижение реактивности, эластичности и прочности опорно-двига­тельного аппарата, ослабление восстановительных процессов и пр.). На этом этапе онтогенеза следует исключить из программы занятий упражнения скоростного и скоростно-силового характе­ра. В это же время в содержание занятий следует вводить упраж­нения аэробного характера: лыжные гонки, плавание, бег, езда на велосипеде, ходьба и т. д.

Средства и методика физкультурного воспитания. Для лю­дей первого периода зрелого возраста задачами физического вос­питания являются дальнейшее повышение уровня физической культуры, углубление знаний о физической тренировке, форми­рование устойчивой мотивации к систематическим занятиям фи­зическими упражнениями как спортивной, так и оздоровитель­ной направленностью.

Людям второго периода зрелого возраста необходимо форми­ровать мотивации постоянных и систематических занятий физи­ческими упражнениями, занятий различными видами спорта, обязательно закаливания, восстановительных и психорегулиру-ющих мероприятий. При этом интенсивность тренировочных на­грузок должна быть невысокой.

Занятия рекомендуется проводить 3 раза в неделю продолжи­тельностью для лиц первого периода 2 часа, второго — 1,5 часа с дополнительным занятием оздоровительного или рекреационного характера. Зарядка выполняется ежедневно.

В здоровый образ жизни следует включать выполнение при­емов восстановления умственной и физической работоспособнос­ти: аутогенной тренировки, водных процедур, сауны, массажа, самомассажа и тому подобное.

Контрольные показатели физической подготовленности лю­дей молодого и среднего возраста (табл. 12).

Физкультурные знания. Контрольные качественные пока­затели уровня физической культуры лиц зрелого возраста [19]:

1 . Знание основ организации и методики самостоятельной фи­зической подготовки и умение применять их в практике своей физической активности.

2.   Знание анатомо-физиологических особенностей организма человека зрелого возраста.

3.   Уверенное владение методами диагностики своего физиче­ского состояния, самоконтроля и дозировки физических нагру­зок.

4.   Знание основ закаливания и умение правильно использо­вать их для постоянного поддержания высокого уровня резистент-ности своего организма.

5.   Выполнение возрастных нормативов физической подготов­ленности.

6.   Умение пользоваться тренажерами и проводить с их помо­щью самостоятельные физические тренировки.

7. Постоянное внимание к физическому воспитанию детей. Уме­ние организовать выполнение ими домашних заданий по физи­ческой подготовке.

8. Систематическая физическая тренировка не реже 2—3 раз в неделю с 1—2 еженедельными занятиями оздоровительного или общеукрепляющего характера.

9.   Отказ от употребления алкоголя и курения.

10.   Участие в пропаганде физической активности среди това­рищей по работе, родственников, в семье.

11. Знание основных событий спортивной жизни области, стра­ны и за рубежом.

Нормативные результативности физических упражнений для людей молодого и среднего возраста [19]

 

 

 

 

Показатель

Мужчины , возраст , лет

 

20-29

30-34

35-39

 

Бег 100 м , сек

14,6

-

-

 

Бег 3000 м , мин , сек

13,50

14,20

14,40

 

или без учета времени , м

5000

5000

5000

 

Подтягивание на перекладине , количество раз

7

6

5

 

Бег на лыжах 5 км , мин

26

27

29

 

или 10 км , мин

53

55

60

 

или без учета времени , км

15

15

15

 

Плавание без учета времени , м

50

50

50

 

Однодневный турпоход с проверкой туристских навыков , км

20

20

20

 

Показатель

Мужчины , возраст , лет

 

40-44

45-49

50-54

55-60

 

Бег 2000 м , мин

10

10

13

15

 

или без учета времени , км

3

3

3

3

 

Подтягивание на высокой перекладине , количество раз

5

4

3

2

 

Бег на лыжах 5 км , мин

35

36

37

38

 

или без учета времени , км

15

15

10

10

 

Плавание без учета времени , м

50

50

50

50

 

Однодневный турпоход с проверкой туристских навыков , км

15

15

15

15

 

Показатель

Женщины , возраст , лет

20-29

30-34

35-39

Бег 100 м , сек

17,5

-

-

Бег 2000 м , мин , сек

12,00

12,30

12,30

или без учета времени , м

3000

3000

3000

Поднятие туловища из положения лежа на спине , руки за головой , количество раз

40

35

30

Бег на лыжах : 3 км , мин

20

21

22

или 5 км , мин

36

37

38

или без ^ чета времени , км

10

10

10

Плавание без учета времени , м

50

50

50

Однодневный турпоход с проверкой туристских навыков , км

20

20

20

Показатель

Женщины , возраст , лет

40-44

45-49

50-55

Бег : 2000 м , мин , сек

13,20

15,00

17,00

или без учета времени , м

3

3

3

Поднятие туловища из положения лежа на спине , количество раз

25

20

15

Бег на лыжах 2 км , мин

19

21

-

или без учета времени , км

5

5

5

Плавание без учета времени , м

50

50

50

Однодневный турпоход с проверкой туристских навыков , км

15

15

15

Еще статьи в этом разделе

Строевые упражнения

Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества

Физическое воспитание детей грудного возраста

Физическое воспитание в преддошкольном периоде

Физическая культура детей младшего школьного возраста

Физическая культура детей старшего школьного возраста

Физическая активность человека в пенсионном возрасте

Методические рекомендации по организации учебного процесса при трехразовых занятиях физической культурой в начальной школе.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Методика психорегулирующей (аутогенной) тренировки

Физические качеста

Гибкость как физическое качество и методика её развития

Обучение двигательным действиям

Формирование знаний, двигательных умений

Взаимодействие навыков

История физической культуры