Анатомо-физиологические особенности — бурное развитие высших отделов ЦНС. Увеличивается объем головного мозга, совершенствуются его клетки, происходит дальнейшее формирование нервных центров, проводящих путей и рецепторов. Частота сердечных сокращений (ЧСС) к 3 годам урежается до 105 ударов в минуту вместо 120 ударов у ребенка годичного возраста. Увеличивается масса и объем сердца. Дыхание становится реже и глубже. Интенсивность обмена веществ примерно в 2,5 раза больше чем у взрослых. На 2—3-м году жизни масса ребенка увеличивается в среднем до 2 кг в год, длина тела в течение 2-го года увеличивается на 10 см, 3-го — на 8 см. Из-за слабости и недостаточного развития мышц, ребенком часто принимаются неправильные позы — сводит плечи, сутулится, нередко остается с опущенной головой. Неестественное и неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, неправильная постель, не соответствующая росту мебель не способствует правильному формированию скелета и могут привести к нарушению осанки.
Особенностью является высокая пластичность организма, что является следствием как положительных, так и отрицательных влияний. Поэтому ему необходимы нормальные гигиенические условия и правильное воспитание, в том числе физическое, так как именно в этом возрасте следует заложить основы крепкого здоровья и хорошего характера. Это «Время великих начал», «точка равновесия» между рождением и взрослостью приходится на возраст в 3 года.
Средства и методы физической активности. Главная задача — освоение правильной ходьбы с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укрепление мышц ног, спины и живота, способствующих формированию правильной осанки. Ос-
новная форма физического развития — игра. Основное содержание (средства) физической активности это то, что ребенок любит делать: ходить, бегать, лазить, преодолевать препятствия, взбираться по ступенькам, играть с мячом, игрушками, обручем, палкой, веревочкой (скакалкой). В конце этого возрастного периода целесообразно применять упражнения в воде: плавание в круге, дыхательные упражнения, игры в воде. Продолжительность занятий 15—20 мин с выполнением 6—10 упражнений в следующей последовательности: для мышц шеи, рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Бег и игры проводятся в конце занятия перед заключительной частью. Заниматься следует до 4 раз в неделю. Показ движений логично сопровождать сравнениями с близкими и понятными ребенку образами животных, игрушками, персонажами из детских книжек.
Взрослые, играя с детьми, должны незаметно помогать малышу справляться с трудными заданиями. Следует поощрять, любые успехи ребенка, побуждая тем самым его к новым успехам. Главное овладеть движениями, а не достижение их совершенства, поэтому если ребенку трудно справиться с каким-либо движением, то не следует настаивать на его обязательном выполнении, лучше его заменить более легким упражнением.
Контрольные упражнения для детей преддошкольного периода.
1. Ходьба и упражнения в равновесии: ходить прямо по лежащей на полу доске; подниматься вверх по наклонной доске и сходить вниз (ширина 25 см, длина 1,5—2 м, высота над полом 10—15 см); всходить на ящик 10 см и сходить с него; перешагивать через веревку или палку, положенную на землю или приподнятую на 5—10 см от пола.
2. Лазание и ползание: влезать на лестницу или стремянку высотой 1 м, слезать с нее приставным или чередующимся шагом; проползать в обруч или подползать под скамейку.
3. Бросание: катать мячи вперед, бросать их вниз, вдаль.
Контрольные упражнения для детей в возрасте от 2 до 3 лет.
1. Ходьба и упражнения в равновесии: ходить по кругу; ходить по дорожке, очерченной мелом на полу; ходить по наклонной доске (ширина 15—20 см, высота от пола 25—30 см; перешагивать через препятствия (высота 25—30 см).
2. Лазание, ползание: подлезть под веревку (высота 30—40 см); ходить на четвереньках по доске или полу между линиями (длина 3-4 м); влезать на лестницу-стремянку или гимнастическую стенку и спускаться с нее любым удобным способом; игры с ползанием («Доползи до погремушки», « В воротики»).
3. Бросание: бросать мяч двумя руками от груди и из-за головы вдаль; бросать правой и левой рукой малый мяч в вертикально расположенную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка (на расстоянии 60-100 см); игры с бросанием и ловлей мяча («Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч»).
Контрольные упражнения для детей 3 лет.
1. Ходьба, бег и упражнения на равновесие: ходить по кругу, делать шаги вбок, назад, ускорять ходьбу, переходить к бегу и наоборот; влезать на табурет и спускаться с него — высота 25 см; ходить по извилистому шнуру, между линиями, по гимнастической скамейке, доске (ширина 12 см); медленно кружиться на месте; бегать непрерывно в течении 30—40 сек; пробегать медленно до 80 м; игры с ходьбой и бегом («По тропинке», «Перешагни через палку», «Догони меня», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Самолет» и «Птички летают»).
2. Лазание, ползание: подлезать под веревку (высота 25-30 см); ходить на четвереньках по доске на высоте 20 см; влезать на лестницу (высота 1,5 м) и спускаться с нее приставным и чередующимся шагом; игры с ползанием («Не наступи на линию», «Обезьянка»).
3. Бросание: катать мячи (со взрослыми); бросать мяч взрослому, ловить брошенный мяч (расстояние 50-100 см); бросать малый мяч в цель, находящуюся на полу или на расстоянии глаз ребенка 100-120 см; бросать малый мяч в цель находящуюся на полу, а также на уровне глаз ребенка на расстоянии 100—120 см; бросать мячи вперед двумя руками снизу; игры с бросанием и ловлей мяча («Попади в ворота», «Целься вернее»).
4. Прыжки: подпрыгивать на двух ногах на месте и с небольшим продвижением; спрыгивать с предметов высотой 10—15 см; прыгать с места на двух ногах как можно дальше; игры с подпрыгиванием («Мой веселый звонкий мяч», «Через ручеек», «Зайка беленький сидит»).
5. Общеразвивающие упражнения: стойка — ноги на ширине плеч, ступни параллельны; руки вверх, вперед, скрещивание перед грудью, в стороны, сгибание и разгибание; стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься; лежа ни животе, приподнимать ноги и руки; наклоны вперед и в стороны; приседания, держась за спинку стула; поочередное сгибание и разгибание ног, сидя на полу; поочередное сгибание, поднимание и опускание ног, лежа на спине [60].
1.5.4. Физкультурное воспитание детей дошкольного периода
Анатомо-физиологические особенности. В эти годы продолжается физическое развитие детей и совершенствование их умственных способностей. С 3 до 6 лет их рост увеличивается в среднем на 28-30 см. Рост замедляется после 3 лет, 3—5-летний ребенок подрастает за год ориентировочно на 4—6 см и увеличивается на 6—7-м году на 6—8 см и даже на 10 см в год. Это период первого вытяжения, первый «скачок» скорости роста.
У дошкольников заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длинд туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем.в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза. Начиная с 5 лет более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.
Этот возраст характеризуется значительным развитием двигательных навыков. Благодаря быстрому развитию двигательного отдела коры большого мозга, дети становятся более подвижными — начинают хорошо бегать, прыгать, лазить, сохранять равновесие. В 5-летнем возрасте они уже могут прыгать на одной ноге, со скакалкой, передвигаться на лыжах, ездить на трехколесном велосипеде, а в 6—7 лет катаются и на двухколесном велосипеде, на коньках, а также плавают при условии обучения взрослыми.
В этот период быстро растет скелет и мышечная масса. Однако развитие скелета еще не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, что создает возможность дальнейшего роста, но в то же время обусловливает мягкость и податливость костей: под влиянием неадекватной (большой) и неравномерной нагрузки они
могут деформироваться. Поэтому необходимо следить, чтобы ребенок правильно сидел и правильно двигался. Соблюдение этого предотвратит возможное нарушение осанки и возникновение плоскостопия. При нарушении осанки ухудшается деятельность многих органов: кровообращения, дыхания, пищеварения, а также опорно-двигательного аппарата. В результате ребенок быстро утомляется, у него появляются головные боли. Нарушение осанки и возникновение плоскостопия может быть вызвано и избыточным весом. К 4 годам прибавка к массе тела за год составляет 1200— 1300 граммов, а на 5-м году она вновь становится более интенсивной, к 6—7 годам масса (вес) тела увеличивается вдвое в сравнении с годовалым возрастом. Чтобы было легче следить за физическим развитием детей, приводим средние показатели роста и веса по годам (табл. 6).
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У детей сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) — мышцы рук.
Пятый год жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление отдельных звеньев мышечной системы и суставных связок. Поэтому следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление грудной клетки или ее деформация, выпуклый и отвислый живот. Все это затрудняет акт дыхания и оксигенацию организма ребенка. Правильно организованная физическая активность детей, регулярные и правильно построенные занятия физическими упражнениями способны предотвратить развитие этих нарушений.
Средства и методы физкультурного воспитания детей от 3 до 7 лет. Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений и различных игр. Особенности психики этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания.
Продолжительность занятий. В 4-летнем возрасте — 30— 35 мин. Основная задача физического воспитания — освоение новых движений. Новое направление физической тренировки в этот период — постановка задач в отдельных упражнениях: пробежать быстро, метнуть дальше, попасть мячом в мишень, прыгнуть дальше, точно воспроизвести движение, быстро отреагировать на команду. При развитии быстроты основной упор делается на быстроту реакции и частоту движений в простых упражнениях. Для развития гибкости следует применять активные и активно-пассивные растяжения мышц и связок. Специальные тренировки для развития силы и выносливости проводить не рекомендуется.
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности и умений детей 4 лет.
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие: ходить в определенном направлении, вдоль стен комнаты; на носках; высоко поднимая колени; приставными шагами вперед и в стороны; ходить по доске, положенной наклонно (высота 30-35 см), бревну; догонять, убегать; бегать с остановкой и сменой направления; по кругу; пробегать быстро 10—20 м; бегать непрерывно 50—60 сек; пробегать медленно до 160 м. Подвижная игра «Перенеси игрушки». Малыш переносит по одной игрушке на расстояние 3—4 м. С игрушкой надо идти, без игрушки — бежать.
2. Прыжки: прыгать на одной ноге; перепрыгивать через невысокие предметы (5 см); перепрыгивать через две линии (расстояние между ними 25—30 см); прыгать в длину с места на расстояние не менее 40 см.
3. Метание: бросать мяч (вдаль) правой и левой рукой (не менее 2,5-3 м); попадать мячом (диаметр 6-8 см) с расстояния 1,5-2 м в корзину, ящик, поставленные на пол, бросая мяч руками снизу, от груди, правой и левой рукой; бросать мяч в вертикальную цель (высота до центра мишени 1,2 м) правой и левой
рукой (расстояние 1—1,5 м). Подвижная игра «Сбей мяч». Положите на табурет большой мяч. Малыш, стоя перед табуретом на расстоянии 1,5—2 м, по сигналу «Сбей мяч!» бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в большой, пытаясь сбить его.
4. Лазание, ползание: влезть на гимнастическую стенку (высота 1—1,5 м) и спуститься с нее; ползать по гимнастической скамейке; перелезть через лежащее на земле бревно (гимнастическую скамейку).
В 5-летнем возрасте продолжительность занятий увеличивается до 40 мин. Главное направление физической подготовки — всемерное расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом отношении упражнений.
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности и умений детей 5 лет.
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие: ходить и бегать, высоко поднимая колени, на носках; ходить и бегать по горизонтальной и наклонной доске: переменным шагом — прямо, приставным шагом — боком (высота 35 см, ширина 15 см); бегать непрерывно 1—1,5 мин; пробежать 40—60 м со скоростью; 80— 120 м в чередовании с ходьбой (2-3 раза); пробежать до 240 м по пересеченной местности; пробежать быстро 10 м (2—3 раза) с перерывами; челночный бег 3 раза по 5 м; пробежать как можно быстрее 20 м (примерно за 6—5,5 сек) и 30 м (примерно за 9,5— 8,5 сек); перешагивать одну за другой рейки горизонтально лежащей лестницы, приподнятой на 20—25 см от пола, или через 5—6 набивных мячей; кружиться в обе стороны.
2. Прыжки: подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги вместе — ноги врозь; прыгать в длину с места на 60—70 см; перепрыгивать через камешки, палки, кубики и другие невысокие (5—10 см) предметы; выполнить 2—3 раза по 20 прыжков с небольшими перерывами; прыгать на одной ноге (правой и левой), продвигаясь вперед.
3. Метание: бросать мяч, камешки, шишки правой и левой рукой вдаль (не менее 3,5—6,5 м); бросать мяч двумя руками снизу и из-за головы вдаль; попадать мячом, мешочком в вертикальную цель (обруч, щит), высота центра мишени 1,5 м, расстояние 1,5—2 м; попадать мячом, мешочком в горизонтальную
цель правой и левой рукой с расстояния 2—2,5 м; бросать мяч вверх и ловить (3—4 раза подряд); ловить мяч, отскочивший от земли.
4. Лазание, ползание: перелезть через бревно; ползать по гимнастической скамейке (высота 20—30 см); ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
На 6-7 годах жизни ребенка больше внимание следует уделять специальному развитию отдельных физических качеств и способностей. Главная задача в этот период — заложить прочный фундамент для интенсификации физического воспитания в последующие годы, усилить развитие физических качеств — преимущественно выносливости и быстроты. Однако это не является самоцелью. Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке организма ребенка, функций управления движениями и их энергетического обеспечения, а также психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению умственных и физических нагрузок в связи с началом обучения в школе. Что касается силовых качеств, то речь идет лишь о воспитании способности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени и точно дозировать мышечные усилия. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний (масса метаемых снарядов не должна превышать 100—150 грамм). В программу занятий можно включать упражнения на выносливость: пробежки трусцой по 5—7 мин, длительные прогулки, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде. Общее время занятий можно доводить до 40 мин, продолжительность утренней зарядки — 15—20 мин.
Контрольные упражнения (вариант) для детей от 5 до 6 лет:
1. Легкий бег — 35—40 сек.
2. Ходьба, держась за скакалку. Натянуть скакалку на уровне поднятых вверх рук ребенка и предложить ему пройти на носках под скакалкой, перебирая по ней руками. Повторить 1—2 раза.
3. «Подними обруч». И.п. — сидя на полу внутри обруча скрестив ноги. Взяв обруч обеими руками, поднять его вверх над головой, выпрямляя спину. Повторить медленно 2—4 раза.
4. «Нарисуй круг ногами». И.п. — сидя на полу. Зажать стопами кубик и нарисовать ногами круг. Повторить 2—3 раза влево и вправо.
5. «Тетива лука». И.п. — лежа на груди, руки держат обруч на спине. Сгибая ноги, зацепиться ими за обруч и сильно прогнуться, отводя голову назад. Повторить 1—3 раза в медленном темпе.
6. Подвижная игра «Брось за флажок» — 1—1,5 мин.
7. «Колобок». И.п. — стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть на всю ступню и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить. Повторить медленно 3-5 раз.
8. «Продень ноги в обруч». И.п. — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, в руках обруч (горизонтально). Сильно сгибая ноги, продеть их сквозь обруч. Повторить медленно 2—3 раза.
9. Прыжки на двух ногах. Ноги слегка согнуты. Прыгать через вращающуюся скакалку, отталкиваясь двумя ногами. Выполнять 1-1,5 мин сначала в среднем, затем в быстром темпе.
10. Прыжки с подскоком на одной ноге. Перепрыгнуть через вращающуюся скакалку на одной ноге, сделать на этой ноге промежуточный подскок и выполнить то же на другой ноге. Повторить 8—10 раз на каждой ноге.
11. «Походи боком». Положите ребенку на голову кубик и предложите ему походить по комнате приставным шагом, стараясь не уронить кубик — 30—40 сек.
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности и умений детей 6 лет.
1. Ходьба, бег: убегать от ловящего, догонять убегающего; стоять на одной ноге; пройти 3—4 м с закрытыми глазами; пробегать медленно до 320 м по пересеченной местности; пробегать быстро 10 м (3—4 раза) с перерывами; челночный бег 3 раза по 10 м; пробегать как можно быстрее 20 м (примерно за 5,5—5 сек) и 30 м (примерно за 8,5-7,5 сек).
2. Прыжки: прыгать в длину с места не менее 80 см; с разбега — не менее 100 см; прыгать в высоту с места до 20 см; в высоту с разбега не менее 30—40 см; прыгать через длинную качающуюся скакалку; через короткую вращающуюся скакалку. Подвижные игры «Кто дальше прыгнет», «Кто быстрее добежит до флажка».
3. Метание, катание, бросание, ловля: ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд, на месте и продвигаясь
вперед шагом (не менее 5-6 м); перебрасывать мяч друг другу (со сверстниками или со взрослыми) и ловить его стоя, сидя и разными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли); прокатывать набивные мячи (вес 1 кг); метать мяч в горизонтальную и вертикальную цели (центр мишени на высоте 2 м) с расстояния 3—4 м; метать мяч вдаль на 5—9 м.
4. Лазание, ползание: перебираться с одного пролета гимнастической стенки на другой; пролезть между рейками — вышки; перелезать через верх стремянки; чередовать ползание с другими видами движений (ходьбой, бегом, перешагиванием и др.).
5. Упражнения на равновесие: стоя на гимнастической скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю ступню; поворачиваться кругом; стоять на одной ноге; делать «ласточку»; после бега, прыжков приседать на носках, руки в стороны; останавливаться и стоять на одной ноге, руки на поясе; проходить по узкой рейке гимнастической скамейки [19, 60, 280, 292].
К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития двигательных качеств и навыков, которые являются соматической основой «школьной зрелости», поскольку они базируются на определенном фундаменте физиологических резервов функций. Контрольные показатели физической подготовленности, представленные в таблице 7, являются показателями «физической зрелости» для поступления детей в школу.
Дети, выполнившие эти нормативы, легко адаптируются к новым для себя условиям школы. [19]
Физкультурные знания. Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка в возрасте 6—7 лет.
1 . Знание основных правил гигиены, проведения утренней зарядки, закаливающих процедур и соблюдение распорядка дня.
2. Владение элементарными двигательными умениями и навыками игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лыжах).
3. Выполнение контрольных показателей физической подготовленности (табл. 7).
4. Умение играть в подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам).
Контрольные показатели физической подготовленности детей дошкольного возраста (6-7 лет)
Показатель |
Нормативное значение показателя Мальчики Девочки |
Прыжок в длину с места , см |
100 90 |
Отжимание из упора на гимнастической скамейке , количество раз |
10 8 |
Плавание произвольным стилем без учета времени , м |
50 50 |
Бег на дистанцию 1000 м , мин , с |
5,20 5,40 |
Ускоренный пеший переход 5 км , мин |
70 70 |
Лыжный переход 3 км , мин |
35 40 |
Велопробег на дистанцию 10 км , мин |
60 60 |
|
|
Метание теннисного мяча на дальность , м |
18 18 |
5. Интерес к оценке уровня своей физической подготовленности.
6. Интерес к событиям спортивной жизни семьи, спортивного клуба родителей, достижениям выдающихся спортсменов.