Физическое воспитание в преддошкольном периоде


Физическое воспитание в преддошкольном периоде

 

Анатомо-физиологические особенности — бурное развитие выс­ших отделов ЦНС. Увеличивается объем головного мозга, совер­шенствуются его клетки, происходит дальнейшее формирование нервных центров, проводящих путей и рецепторов. Частота сер­дечных сокращений (ЧСС) к 3 годам урежается до 105 ударов в минуту вместо 120 ударов у ребенка годичного возраста. Увели­чивается масса и объем сердца. Дыхание становится реже и глуб­же. Интенсивность обмена веществ примерно в 2,5 раза больше чем у взрослых. На 2—3-м году жизни масса ребенка увеличива­ется в среднем до 2 кг в год, длина тела в течение 2-го года увеличивается на 10 см, 3-го — на 8 см. Из-за слабости и недо­статочного развития мышц, ребенком часто принимаются непра­вильные позы — сводит плечи, сутулится, нередко остается с опущенной головой. Неестественное и неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, неправильная постель, не соответ­ствующая росту мебель не способствует правильному формирова­нию скелета и могут привести к нарушению осанки.

Особенностью является высокая пластичность организма, что является следствием как положительных, так и отрицательных влияний. Поэтому ему необходимы нормальные гигиенические условия и правильное воспитание, в том числе физическое, так как именно в этом возрасте следует заложить основы крепкого здоровья и хорошего характера. Это «Время великих начал», «точка равновесия» между рождением и взрослостью приходится на возраст в 3 года.

Средства и методы физической активности. Главная зада­ча — освоение правильной ходьбы с ритмичными и согласован­ными движениями рук и ног, укрепление мышц ног, спины и живота, способствующих формированию правильной осанки. Ос-

новная форма физического развития — игра. Основное содержа­ние (средства) физической активности это то, что ребенок любит делать: ходить, бегать, лазить, преодолевать препятствия, взби­раться по ступенькам, играть с мячом, игрушками, обручем, пал­кой, веревочкой (скакалкой). В конце этого возрастного периода целесообразно применять упражнения в воде: плавание в круге, дыхательные упражнения, игры в воде. Продолжительность за­нятий 15—20 мин с выполнением 6—10 упражнений в следующей последовательности: для мышц шеи, рук и плечевого пояса, за­тем туловища и ног. Бег и игры проводятся в конце занятия перед заключительной частью. Заниматься следует до 4 раз в неделю. Показ движений логично сопровождать сравнениями с близкими и понятными ребенку образами животных, игрушка­ми, персонажами из детских книжек.

Взрослые, играя с детьми, должны незаметно помогать малы­шу справляться с трудными заданиями. Следует поощрять, лю­бые успехи ребенка, побуждая тем самым его к новым успехам. Главное овладеть движениями, а не достижение их совершенства, поэтому если ребенку трудно справиться с каким-либо движени­ем, то не следует настаивать на его обязательном выполнении, лучше его заменить более легким упражнением.

Контрольные упражнения для детей преддошкольного пе­риода.

1. Ходьба и упражнения в равновесии: ходить прямо по лежа­щей на полу доске; подниматься вверх по наклонной доске и сходить вниз (ширина 25 см, длина 1,5—2 м, высота над полом 10—15 см); всходить на ящик 10 см и сходить с него; перешаги­вать через веревку или палку, положенную на землю или припод­нятую на 5—10 см от пола.

2.   Лазание и ползание: влезать на лестницу или стремянку высотой 1 м, слезать с нее приставным или чередующимся ша­гом; проползать в обруч или подползать под скамейку.

3.   Бросание: катать мячи вперед, бросать их вниз, вдаль.

Контрольные упражнения для детей в возрасте от 2 до 3 лет.

1. Ходьба и упражнения в равновесии: ходить по кругу; хо­дить по дорожке, очерченной мелом на полу; ходить по наклон­ной доске (ширина 15—20 см, высота от пола 25—30 см; переша­гивать через препятствия (высота 25—30 см).

2. Лазание, ползание: подлезть под веревку (высота 30—40 см); ходить на четвереньках по доске или полу между линиями (дли­на 3-4 м); влезать на лестницу-стремянку или гимнастическую стенку и спускаться с нее любым удобным способом; игры с пол­занием («Доползи до погремушки», « В воротики»).

3. Бросание: бросать мяч двумя руками от груди и из-за голо­вы вдаль; бросать правой и левой рукой малый мяч в вертикаль­но расположенную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка (на расстоянии 60-100 см); игры с бросанием и ловлей мяча («Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч»).

Контрольные упражнения для детей 3 лет.

1. Ходьба, бег и упражнения на равновесие: ходить по кругу, делать шаги вбок, назад, ускорять ходьбу, переходить к бегу и наоборот; влезать на табурет и спускаться с него — высота 25 см; ходить по извилистому шнуру, между линиями, по гимнасти­ческой скамейке, доске (ширина 12 см); медленно кружиться на месте; бегать непрерывно в течении 30—40 сек; пробегать медлен­но до 80 м; игры с ходьбой и бегом («По тропинке», «Перешагни через палку», «Догони меня», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Самолет» и «Птички летают»).

2.   Лазание, ползание: подлезать под веревку (высота 25-30 см); ходить на четвереньках по доске на высоте 20 см; влезать на лестницу (высота 1,5 м) и спускаться с нее приставным и чередующимся шагом; игры с ползанием («Не наступи на ли­нию», «Обезьянка»).

3. Бросание: катать мячи (со взрослыми); бросать мяч взрос­лому, ловить брошенный мяч (расстояние 50-100 см); бро­сать малый мяч в цель, находящуюся на полу или на рассто­янии глаз ребенка 100-120 см; бросать малый мяч в цель находящуюся на полу, а также на уровне глаз ребенка на расстоянии 100—120 см; бросать мячи вперед двумя руками снизу; игры с бросанием и ловлей мяча («Попади в ворота», «Целься вернее»).

4. Прыжки: подпрыгивать на двух ногах на месте и с неболь­шим продвижением; спрыгивать с предметов высотой 10—15 см; прыгать с места на двух ногах как можно дальше; игры с под­прыгиванием («Мой веселый звонкий мяч», «Через ручеек», «Зай­ка беленький сидит»).

5. Общеразвивающие упражнения: стойка — ноги на ширине плеч, ступни параллельны; руки вверх, вперед, скрещивание пе­ред грудью, в стороны, сгибание и разгибание; стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься; лежа ни животе, приподни­мать ноги и руки; наклоны вперед и в стороны; приседания, держась за спинку стула; поочередное сгибание и разгибание ног, сидя на полу; поочередное сгибание, поднимание и опускание ног, лежа на спине [60].

1.5.4. Физкультурное воспитание детей дошкольного периода

Анатомо-физиологические особенности. В эти годы продол­жается физическое развитие детей и совершенствование их ум­ственных способностей. С 3 до 6 лет их рост увеличивается в среднем на 28-30 см. Рост замедляется после 3 лет, 3—5-летний ребенок подрастает за год ориентировочно на 4—6 см и увеличи­вается на 6—7-м году на 6—8 см и даже на 10 см в год. Это период первого вытяжения, первый «скачок» скорости роста.

У дошкольников заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длинд туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем.в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза. Начиная с 5 лет более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

Этот возраст характеризуется значительным развитием двига­тельных навыков. Благодаря быстрому развитию двигательного отдела коры большого мозга, дети становятся более подвижными — начинают хорошо бегать, прыгать, лазить, сохранять равнове­сие. В 5-летнем возрасте они уже могут прыгать на одной ноге, со скакалкой, передвигаться на лыжах, ездить на трехколесном ве­лосипеде, а в 6—7 лет катаются и на двухколесном велосипеде, на коньках, а также плавают при условии обучения взрослыми.

В этот период быстро растет скелет и мышечная масса. Одна­ко развитие скелета еще не закончено, в нем остается много хря­щевой ткани, что создает возможность дальнейшего роста, но в то же время обусловливает мягкость и податливость костей: под влиянием неадекватной (большой) и неравномерной нагрузки они

могут деформироваться. Поэтому необходимо следить, чтобы ре­бенок правильно сидел и правильно двигался. Соблюдение этого предотвратит возможное нарушение осанки и возникновение плос­костопия. При нарушении осанки ухудшается деятельность мно­гих органов: кровообращения, дыхания, пищеварения, а также опорно-двигательного аппарата. В результате ребенок быстро утом­ляется, у него появляются головные боли. Нарушение осанки и возникновение плоскостопия может быть вызвано и избыточным весом. К 4 годам прибавка к массе тела за год составляет 1200— 1300 граммов, а на 5-м году она вновь становится более интен­сивной, к 6—7 годам масса (вес) тела увеличивается вдвое в срав­нении с годовалым возрастом. Чтобы было легче следить за физи­ческим развитием детей, приводим средние показатели роста и веса по годам (табл. 6).

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолще­ния мышечных волокон. У детей сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) — мышцы рук.

Пятый год жизни является критическим для многих парамет­ров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ос­лабление отдельных звеньев мышечной системы и суставных свя­зок. Поэтому следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление грудной клетки или ее деформация, выпуклый и отвислый живот. Все это затрудняет акт дыхания и оксигенацию организма ребенка. Правильно организованная фи­зическая активность детей, регулярные и правильно построен­ные занятия физическими упражнениями способны предотвра­тить развитие этих нарушений.

Средства и методы физкультурного воспитания детей от 3 до 7 лет. Занятия физическими упражнениями следует прово­дить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совер­шенствованию движений и различных игр. Особенности психики этого возраста обусловливают целесообразность коротких по вре­мени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преиму­щественно игрового содержания.

Продолжительность занятий. В 4-летнем возрасте — 30— 35 мин. Основная задача физического воспитания — освоение но­вых движений. Новое направление физической тренировки в этот период — постановка задач в отдельных упражнениях: пробежать быстро, метнуть дальше, попасть мячом в мишень, прыгнуть даль­ше, точно воспроизвести движение, быстро отреагировать на ко­манду. При развитии быстроты основной упор делается на быстро­ту реакции и частоту движений в простых упражнениях. Для раз­вития гибкости следует применять активные и активно-пассивные растяжения мышц и связок. Специальные тренировки для разви­тия силы и выносливости проводить не рекомендуется.

Контрольные упражнения для оценки физической подготов­ленности и умений детей 4 лет.

1.   Ходьба, бег, упражнения на равновесие: ходить в опреде­ленном направлении, вдоль стен комнаты; на носках; высоко под­нимая колени; приставными шагами вперед и в стороны; ходить по доске, положенной наклонно (высота 30-35 см), бревну; дого­нять, убегать; бегать с остановкой и сменой направления; по кругу; пробегать быстро 10—20 м; бегать непрерывно 50—60 сек; пробегать медленно до 160 м. Подвижная игра «Перенеси игруш­ки». Малыш переносит по одной игрушке на расстояние 3—4 м. С игрушкой надо идти, без игрушки — бежать.

2.   Прыжки: прыгать на одной ноге; перепрыгивать через не­высокие предметы (5 см); перепрыгивать через две линии (рас­стояние между ними 25—30 см); прыгать в длину с места на рас­стояние не менее 40 см.

3.   Метание: бросать мяч (вдаль) правой и левой рукой (не менее 2,5-3 м); попадать мячом (диаметр 6-8 см) с расстояния 1,5-2 м в корзину, ящик, поставленные на пол, бросая мяч ру­ками снизу, от груди, правой и левой рукой; бросать мяч в вер­тикальную цель (высота до центра мишени 1,2 м) правой и левой

рукой (расстояние 1—1,5 м). Подвижная игра «Сбей мяч». Поло­жите на табурет большой мяч. Малыш, стоя перед табуретом на расстоянии 1,5—2 м, по сигналу «Сбей мяч!» бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в большой, пытаясь сбить его.

4. Лазание, ползание: влезть на гимнастическую стенку (высо­та 1—1,5 м) и спуститься с нее; ползать по гимнастической ска­мейке; перелезть через лежащее на земле бревно (гимнастиче­скую скамейку).

В 5-летнем возрасте продолжительность занятий увеличива­ется до 40 мин. Главное направление физической подготовки — всемерное расширение арсенала освоенных элементарных движе­ний и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом отношении упражнений.

Контрольные упражнения для оценки физической подготов­ленности и умений детей 5 лет.

1.   Ходьба, бег, упражнения на равновесие: ходить и бегать, высоко поднимая колени, на носках; ходить и бегать по горизон­тальной и наклонной доске: переменным шагом — прямо, при­ставным шагом — боком (высота 35 см, ширина 15 см); бегать непрерывно 1—1,5 мин; пробежать 40—60 м со скоростью; 80— 120 м в чередовании с ходьбой (2-3 раза); пробежать до 240 м по пересеченной местности; пробежать быстро 10 м (2—3 раза) с перерывами; челночный бег 3 раза по 5 м; пробежать как можно быстрее 20 м (примерно за 6—5,5 сек) и 30 м (примерно за 9,5— 8,5 сек); перешагивать одну за другой рейки горизонтально ле­жащей лестницы, приподнятой на 20—25 см от пола, или через 5—6 набивных мячей; кружиться в обе стороны.

2. Прыжки: подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги вмес­те — ноги врозь; прыгать в длину с места на 60—70 см; перепры­гивать через камешки, палки, кубики и другие невысокие (5—10 см) предметы; выполнить 2—3 раза по 20 прыжков с небольшими перерывами; прыгать на одной ноге (правой и левой), продвига­ясь вперед.

3.   Метание: бросать мяч, камешки, шишки правой и левой рукой вдаль (не менее 3,5—6,5 м); бросать мяч двумя руками снизу и из-за головы вдаль; попадать мячом, мешочком в верти­кальную цель (обруч, щит), высота центра мишени 1,5 м, рас­стояние 1,5—2 м; попадать мячом, мешочком в горизонтальную

цель правой и левой рукой с расстояния 2—2,5 м; бросать мяч вверх и ловить (3—4 раза подряд); ловить мяч, отскочивший от земли.

4. Лазание, ползание: перелезть через бревно; ползать по гим­настической скамейке (высота 20—30 см); ходить на четверень­ках, опираясь на стопы и ладони.

На 6-7 годах жизни ребенка больше внимание следует уде­лять специальному развитию отдельных физических качеств и способностей. Главная задача в этот период — заложить проч­ный фундамент для интенсификации физического воспитания в последующие годы, усилить развитие физических качеств — пре­имущественно выносливости и быстроты. Однако это не является самоцелью. Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подго­товке организма ребенка, функций управления движениями и их энергетического обеспечения, а также психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению умственных и физических нагрузок в связи с началом обучения в школе. Что касается силовых качеств, то речь идет лишь о воспитании спо­собности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени и точно дозировать мы­шечные усилия. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний (масса метаемых снаря­дов не должна превышать 100—150 грамм). В программу занятий можно включать упражнения на выносливость: пробежки трус­цой по 5—7 мин, длительные прогулки, ходьбу на лыжах, ката­ние на велосипеде. Общее время занятий можно доводить до 40 мин, продолжительность утренней зарядки — 15—20 мин.

Контрольные упражнения (вариант) для детей от 5 до 6 лет:

1.   Легкий бег — 35—40 сек.

2. Ходьба, держась за скакалку. Натянуть скакалку на уровне поднятых вверх рук ребенка и предложить ему пройти на носках под скакалкой, перебирая по ней руками. Повторить 1—2 раза.

3.    «Подними обруч». И.п. — сидя на полу внутри обруча скрестив ноги. Взяв обруч обеими руками, поднять его вверх над головой, выпрямляя спину. Повторить медленно 2—4 раза.

4.   «Нарисуй круг ногами». И.п. — сидя на полу. Зажать сто­пами кубик и нарисовать ногами круг. Повторить 2—3 раза влево и вправо.

5.   «Тетива лука». И.п. — лежа на груди, руки держат обруч на спине. Сгибая ноги, зацепиться ими за обруч и сильно про­гнуться, отводя голову назад. Повторить 1—3 раза в медленном темпе.

6.   Подвижная игра «Брось за флажок» — 1—1,5 мин.

7.   «Колобок». И.п. — стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть на всю ступню и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить. Повторить медленно 3-5 раз.

8.   «Продень ноги в обруч». И.п. — лежа на спине, руки вытя­нуты вдоль туловища, в руках обруч (горизонтально). Сильно сгибая ноги, продеть их сквозь обруч. Повторить медленно 2—3 раза.

9.   Прыжки на двух ногах. Ноги слегка согнуты. Прыгать че­рез вращающуюся скакалку, отталкиваясь двумя ногами. Вы­полнять 1-1,5 мин сначала в среднем, затем в быстром темпе.

10.   Прыжки с подскоком на одной ноге. Перепрыгнуть через вращающуюся скакалку на одной ноге, сделать на этой ноге про­межуточный подскок и выполнить то же на другой ноге. Повто­рить 8—10 раз на каждой ноге.

11.   «Походи боком». Положите ребенку на голову кубик и предложите ему походить по комнате приставным шагом, стара­ясь не уронить кубик — 30—40 сек.

Контрольные упражнения для оценки физической подготов­ленности и умений детей 6 лет.

1.   Ходьба, бег: убегать от ловящего, догонять убегающего; стоять на одной ноге; пройти 3—4 м с закрытыми глазами; пробе­гать медленно до 320 м по пересеченной местности; пробегать быстро 10 м (3—4 раза) с перерывами; челночный бег 3 раза по 10 м; пробегать как можно быстрее 20 м (примерно за 5,5—5 сек) и 30 м (примерно за 8,5-7,5 сек).

2. Прыжки: прыгать в длину с места не менее 80 см; с разбега — не менее 100 см; прыгать в высоту с места до 20 см; в высоту с разбега не менее 30—40 см; прыгать через длинную качающуюся скакалку; через короткую вращающуюся скакалку. Подвижные игры «Кто дальше прыгнет», «Кто быстрее добежит до флажка».

3.   Метание, катание, бросание, ловля: ударять мяч, отско­чивший от земли, не менее 10 раз подряд, на месте и продвигаясь

вперед шагом (не менее 5-6 м); перебрасывать мяч друг другу (со сверстниками или со взрослыми) и ловить его стоя, сидя и раз­ными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли); прокатывать набивные мячи (вес 1 кг); метать мяч в горизонтальную и вертикальную цели (центр мишени на высоте 2 м) с расстояния 3—4 м; метать мяч вдаль на 5—9 м.

4.   Лазание, ползание: перебираться с одного пролета гимнас­тической стенки на другой; пролезть между рейками — вышки; перелезать через верх стремянки; чередовать ползание с другими видами движений (ходьбой, бегом, перешагиванием и др.).

5.   Упражнения на равновесие: стоя на гимнастической ска­мейке, подниматься на носки и опускаться на всю ступню; пово­рачиваться кругом; стоять на одной ноге; делать «ласточку»; после бега, прыжков приседать на носках, руки в стороны; оста­навливаться и стоять на одной ноге, руки на поясе; проходить по узкой рейке гимнастической скамейки [19, 60, 280, 292].

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития двигательных качеств и навы­ков, которые являются соматической основой «школьной зре­лости», поскольку они базируются на определенном фундаменте физиологических резервов функций. Контрольные показатели физической подготовленности, представленные в таблице 7, яв­ляются показателями «физической зрелости» для поступления детей в школу.

Дети, выполнившие эти нормативы, легко адаптируются к новым для себя условиям школы. [19]

Физкультурные знания. Контрольные качественные показа­тели уровня физической культуры ребенка в возрасте 6—7 лет.

1 .   Знание основных правил гигиены, проведения утренней за­рядки, закаливающих процедур и соблюдение распорядка дня.

2.   Владение элементарными двигательными умениями и навы­ками игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыж­ки, метание, лазание, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лыжах).

3.   Выполнение контрольных показателей физической подго­товленности (табл. 7).

4.   Умение играть в подвижные и спортивные игры (по упро­щенным правилам).

Контрольные показатели физической подготовленности детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Показатель

Нормативное значение показателя Мальчики               Девочки

Прыжок в длину с места , см

100                          90

Отжимание из упора на гимнастической скамейке , количество раз

10                             8

Плавание произвольным стилем без учета времени , м

50                            50

Бег на дистанцию 1000 м , мин , с

5,20                         5,40

Ускоренный пеший переход 5 км , мин

70                           70

Лыжный переход 3 км , мин

35                           40

Велопробег на дистанцию 10 км , мин

60                           60

 

 

Метание теннисного мяча на дальность , м

18                            18

5.   Интерес к оценке уровня своей физической подготовленности.

6.   Интерес к событиям спортивной жизни семьи, спортивного клуба родителей, достижениям выдающихся спортсменов.

Еще статьи в этом разделе

Строевые упражнения

Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества

Физическое воспитание детей грудного возраста

Физическая культура детей младшего школьного возраста

Физическая культура детей старшего школьного возраста

Физическая культура в зрелом возрасте

Физическая активность человека в пенсионном возрасте

Методические рекомендации по организации учебного процесса при трехразовых занятиях физической культурой в начальной школе.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Методика психорегулирующей (аутогенной) тренировки

Физические качеста

Гибкость как физическое качество и методика её развития

Обучение двигательным действиям

Формирование знаний, двигательных умений

Взаимодействие навыков

История физической культуры