Физическая культура детей младшего школьного возраста


Физическая культура детей младшего школьного возраста

 

Анатомо-физиологические особенности. При проведении фи­зических тренировок необходимо учитывать особенности состоя­ния функций опорно-двигательного аппарата. Позвоночник от­личается большой гибкостью и неустойчивостью основных изги­бов — грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью форми­руется к 7-му году жизни, а поясничный — к 12-му. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слабораз­витые мышцы спины не в состоянии долго поддерживать тело в правильном положении, что может вызвать развитие деформа­ции позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и т. п. По­этому создание хорошего «мышечного корсажа», полноценной

' проприоцептивной импульсации, правильно информирующей ЦНС о взаимоотношении отдельных частей тела ребенка в простран­стве — важная задача физического воспитания. Кроме того, ро­дителям и педагогам следует постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке детей.

Рост в длину в этом возрасте замедляется в 8—10 лет. Вслед­ствие относительно слабой мышцы сердца, его малого объема и более широкого просвета сосудов АД повышается значительно меньше, чем у подростков и взрослых. У них также ниже способ­ность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга (работа на скоростную выносливость).

Младший школьный возраст — это благоприятный период для развития практически всех физических качеств. Если этого не произошло, то время для формирования физической и функцио­нальной основы будущего физического потенциала индивида можно считать упущенным [19]. Суточная норма двигательной активно­сти должна составлять 15—20 тыс. локомоций при продолжи­тельности двигательного компонента 4—5 часов в течение суток.

Средства и методы физкультурного воспитания. Физическая культура детей младшего школьного возраста — наиболее ответ­ственный и благоприятный период в формировании двигатель­ных способностей ребенка. В этом возрасте закладываются осно­вы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания.

Активность младшего школьника в виде организованных за­нятий в рамках школьных уроков физкультуры, физкультпауз и т. д. должна дополняться внешкольными формами занятий: ежедневной утренней физзарядкой и двумя-тремя тренировочны­ми занятиями в неделю.

Младший школьный возраст — благоприятный период для начала занятий спортом. С учетом особенностей организма детей и подростков, на основе научных данных о возрастных особенно­стях развития двигательных качеств, установлены следующие воз­растные нормы для начала занятий различными видами спорта (табл. 8).

Наиболее существенным моментом в физическом воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностно­го отношения к физической тренировке, воспитание активной

Возрастные нормы для начала занятий различными видами спорта

Виды спорта

Возраст д (

начальной подготовки

зпуска к занятиям

учебно - тренировочной подготовки

в группах

спортивного совершен­ствования

Акробатика

8-10

10-14

14-17

Бадминтон

10-13

12-16

16-18

Баскетбол , волейбол

10-13

12-14

14-18

Батут

9-12

11-16

16-18

Бокс

12-15

14-17

17-18

Борьба , водное поло

10-13

12-17

16-18

Велоспорт

12-14

14-17

17-18

Гимнастика спортивная юноши девушки

8-10 7-8

10-14 9-10

14-17 10

Гребля , конькобежный спорт

10-12

12-17

17-18

Гребля на байдарках и каноэ

11-14

13-17

16-18

Конный спорт

11-13

13-17

17-18

Легкая атлетика

11-13

13-17

17-18

Лыжный спорт гонки и биатлон горные виды двоеборье прыжки с трамплина

9-12 8-11 9-12 9-11

12-17 10-15 11-17 19-17

17-18 14-17 16-18 17-18

Парусный спорт

9-12

11-17

16-18

Плавание

7-10

7-14

12-17

Прыжки в воду

8-11

10-15

14-17

Ручной мяч

10-13

12-18

16-18

Санный спорт

11-14

13-17

16-18

Современное пятиборье

10-13

12-17

16-18

Стрелковый спорт

11-14

13-17

16-18

Стрельба из лука

11-13

13-17

17-18

Стрельба стендовая

14-15

15-17

18

Теннис

7-10

9-15

14-17

Тяжелая атлетика

13-14

14-17

17-18

Фехтование

10-13

12-17

16-18

Фигурное катание

7-9

9-13

13-17

Футбол , хоккей ( шайба мяч )

10-12

12-17

17-18

Шахматы и шашки

9-12

11-14

14

' позиции в отношении к своему здоровью, крепости тела и закал ке. Родителям необходимо помнить, что основные социальные психологические и биологические компоненты физической актив ности взрослого человека формируются именно в этот, ключевой для развития моторики, период жизни ребенка.

Контрольные показатели физической подготовленности уча щихся 1-4-х классов приведены в таблице 9 [303].

Физкультурные знания. Влияние занятий физическими упраж нениями на состояние здоровья, работоспособность; гигиенически* правила при выполнении физических упражнений, проведении за наливающих процедур; режим дня и двигательный режим; эле ментарные знания о правилах и формах занятий физическими уп ражнениями, доступными видами спорта в свободное время.

Еще статьи в этом разделе

Строевые упражнения

Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества

Физическое воспитание детей грудного возраста

Физическое воспитание в преддошкольном периоде

Физическая культура детей старшего школьного возраста

Физическая культура в зрелом возрасте

Физическая активность человека в пенсионном возрасте

Методические рекомендации по организации учебного процесса при трехразовых занятиях физической культурой в начальной школе.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Методика психорегулирующей (аутогенной) тренировки

Физические качеста

Гибкость как физическое качество и методика её развития

Обучение двигательным действиям

Формирование знаний, двигательных умений

Взаимодействие навыков

История физической культуры