Этот возраст принято подразделять на средний школьный воз раст (от 12 до 14 лет) и старший школьный возраст — от 15 Д( 17 лет.
Средний школьный возраст. Анатомо-физиологические осо бенности характеризуются завершением созревания организма продолжающимся нарастанием массы тела, оформлением мотор ной индивидуальности. Для этого возраста примечательно ухуд шение двигательной координации при интенсивном развитии ско ростных и скоростно-силовых качеств. Продолжается процесс окостенения скелета, причем происходит оно неравномерно в раз личных частях. Сила мышц увеличивается в меньшей степени чем масса тела, что при неблагоприятных условиях может при вести к нарушению осанки или деформации позвоночника. В т< же время чрезмерные мышечные нагрузки способны ускорит! процесс окостенения и замедлить рост трубчатых костей в длину При действии сверхсильных или монотонных раздражителей •$ подростков развивается запредельное торможение, что обязывав 1 : разнообразить физические нагрузки в процессе занятий. Полово» созревание находит свое отражение и в состоянии вегетативны? функций — изменение ритма сердечной деятельности и дыхания уровня АД и пр.
( Л
Уровень физической подготовленности учащихся 7—10 лет
Таблица 9
Физиче |
Контроль- |
|
Уровень | |||||
ские |
ные уп- |
Воз - |
|
мальчики |
|
|
девочки |
|
способ- |
ражнения |
раст , ПРТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
ности |
( тест ) |
|
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Скоро- |
Бег 30 м |
7 |
7,5 и выше |
7,3-6,2 |
5,6 и ниже |
7,6 и выше |
7,5-6,4 |
5,8 и ниже |
стные |
|
8 |
7,1 |
7,0-6,0 |
5,4 |
7,3 |
7,2-6,2 |
5,6 |
|
|
9 |
6,8 |
6,7-5,7 |
5,1 |
7,0 |
6,9-6,0 |
5,3 |
|
|
10 |
6,6 |
6,5-5,6 |
5,1 |
6,6 |
6,5-5,6 |
5,2 |
Коорди- |
Челночный |
7 |
11,2 и выше |
10,8-10,3 |
9,9 и ниже |
11,7 и выше |
11,3-11,6 |
10,2 и ниже |
национ- |
бег 3x10 м , |
8 |
10,4 |
10,0-9,5 |
9,1 |
11,2 |
10,7-10,1 |
9,7 |
ные |
сек |
9 |
10,2 |
9,9-9,3 |
8,8 |
10,8 |
10,3-9,7 |
9,3 |
|
|
10 |
9,9 |
9,5-9,0 |
8,6 |
10,4 |
10,0-9,5 |
9,1 |
Скоро - |
Прыжки |
7 |
100 и ниже |
115-135 |
155 и выше |
85 и ниже 90 |
110-130 |
150 и ниже |
стно - |
в длину |
8 |
110 |
125-145 |
165 |
110 |
125-140 |
155 |
силовые |
с места , |
9 |
120 |
130-150 |
175 |
120 |
135-150 |
160 |
|
см |
10 |
130 |
140-160 |
185 |
|
140-150 |
170 |
Вынос- |
6- минутный |
7 |
700 и ниже |
750-900 |
1100 и выше |
500 и ниже |
600-800 |
900 и выше |
ливость |
бег , м |
8 |
750 |
800-950 |
1150 и выше |
550 и ниже |
650-850 |
950 и выше |
|
|
9 |
800 |
850-1000 |
1200 и выше |
600 и ниже |
700-900 |
1000 и выше |
|
|
10 |
850 |
900-1050 |
1250 и выше |
650 и ниже |
750-950 |
1050 и выше |
Средства и методы физического воспитания. Основной задачей физического воспитания является формирование интереса к систематической спортивной и оздоровительной тренировке. При этом главное внимание следует уделять развитию скоростных качеств (в начале и середине подросткового периода) и скоростно-силовых качеств — в конце этого периода, формированию спортивного, бойцовского характера подростка.
При нормальном физическом развитии подростков, с одной стороны, увеличиваются функциональные резервы кислородтран-спортной системы (ударный объем сердца и минутный объем крови, кислородная емкость крови, минутный объем дыхания, абсолютные показатели МПК и пр.), с другой — возрастает экономи-зация функций в покое (урежение ЧСС и дыхательных движений и т. п.). Все больше разница в функциональных и физических возможностях мальчиков и девочек. Для тех, кто не охвачен организованными формами массовой физической культуры, обязательны ежедневная физзарядка и еженедельные двух-трехразо-вые самостоятельные тренировки. Продолжительность одного занятия 70—90 мин.
Вместе с тем основным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях. Следует использовать любую возможность и потребность детей среднего возраста в состязаниях, создавать условия помериться силами со своими сверстниками. Соревнования должны быть разнообразными с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.
Контрольные показатели физической подготовленности учащихся 5—9-х классов, оканчивающих основную школу, приведены в таблице 10.
Физкультурные знания. Учащиеся должны достичь следующих знаний: основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха; влияние занятий физическими упражнениями (спортивными играми, гимнастикой, легкой атлетикой, зимними видами спорта и плаванием) на системы дыхания, кровообращения, ЦНС и др.; основные компоненты физической культуры личности; развитие волевых и нравственных качеств; основные приемы самоконтроля; здоровый образ жизни — одна из основных ценностных ориентации; врачебный контроль во время занятий; прави-
л а самостоятельной тренировки двигательных способностей; дневник самоконтроля; правила и назначение спортивных соревнований.
Старший школьный возраст. Анатомо-физиологические особенности. Этот возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается
качество выносливости, развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. При правильной осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты, выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника; надплечья умеренно развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60—70 %. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Характерен интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование координационных способностей. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.
Средства и методы физического воспитания. Физкультурное воспитание в этом возрасте должно быть направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию, на формирование гражданской зрелости по отношению к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков здорового образа жизни. Основные направления развития физического потенциала человека в этот период — повышение уровня выносливости и силы и достижение высокого уровня координации движений в физических упражнениях, в том числе и спортивных, а для юношей — ив военно-прикладных.
Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 2—3 раза в неделю по 1,5—2 часа.
Обязательной является ежедневная зарядка.
Важное место в физкультурном воспитании должно занять формирование знания о физической культуре и спорте — того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности. Знание основ теории физической тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания, а также других сведений, необходимых для сознательного и предметного управления своей физической активностью.
Контрольные показатели физической подготовленности учащихся 10—11-х классов (табл. 11).
Физкультурные знания. Физическая культура и спорт — одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой и общественной деятельности. Физическая культура — важнейшая составляющая образа жизни, физическая культура в семье. Закономерности двигательной активности, спортивной тре-
нировки. Способы психологической регуляции и саморегуляции. Кроме этих знаний В.К. Бальсевич считает необходимыми знания школьниками не менее 300 физических упражнений обще-развивающего характера, не менее 200 упражнений, направленных на развитие силовых качеств, не менее 200 — направленных на развитие гибкости и профилактики нарушений осанки и заболеваний позвоночного столба, не менее 50 средств тренировки выносливости, владение технико-техническими приемами не менее чем в пяти видах спортивных игр и 10 других видах спорта (включая виды легкой атлетики); умение пользоваться тренажерами и самостоятельно организовать с их помощью физическую тренировку.